Статья Ольги Клейменовой к разделу «Пейзаж лирический»

banner_355h505_1.jpg

Лирический пейзаж

«О, светло светлая и украсно украшена, земля Руськая! И многими красотами удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными, горами, крутыми холми, высокыми дубравоми, чистыми польми, дивными зверьми, различными пти-цами, бесщислеными городы великыми, селы дивными…», - воспевал свою родину автор тринадцатого века. (1) Его слова – выражение одной из глав-ных сторон русского национального характера: преклонение перед красотой «Матери Сырой Земли», восхищение её необъятными просторами и «чудеса-ми дивными» её природы.
Со времени Древней Руси это чувство Родины стало одной из фундаменталь-ных основ отечественной культуры и нашло отражение во всех видах искус-ства - от русской народной песни и сказки до выдающихся произведений литературы и музыки, а в живописи такой жанр как пейзаж, воссоздающий светом и цветом красоту родной земли, занял особое место. Красота этого мира ещё с периода средневековья воспринимается русскими художниками как «воплощение истинного и сущностного», а искусство мыслится как «вы-разитель вечного и непреходящего – абсолютных духовных ценностей». (2)
Пейзажи создавали такие известные мастера отечественного изобразительного искусства как А. Саврасов и В. Поленов, А. Куинджи и И. Шишкин, В. Серов и И. Левитан и мн. др. В лучших произведениях этих художников поэтическая образность, умение почувствовать и передать сокровенную жизнь природы своей страны рождают ощущение неразрывного единства человека и с жизнью окружающего нас мира.
Современные художники продолжают традиции отечественной пейзажной живописи, что можно увидеть в представленных на выставке «Живописная Россия 2024» произведениях, в каждом из которых авторы находят свою, близкую их творчеству линию, опирающуюся на изобразительные открытия предшественников. Попробуем на примере этих работ рассмотреть принципы отечественной пейзажной живописи, остающиеся актуальными и в настоящее время.

Стремление передать безграничные просторы земли русской и выразить восхищение красотой и разнообразием её природы - одна из тех черт русской пейзажной школы, которая характерна для всех периодов нашего искусства. «Широкое пространство - по словам Д. Лихачева - всегда владело сердцами русских… Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом человека… Восторг перед пространством присутствует почти в каждом произведении древнейшего периода». (3)
И сегодня «восторг перед пространством» «светло украшенной» земли Русской пронизывает многие пейзажи, которые можно увидеть в экспозиции выставки. Их география отражает природу нашей страны от Крайнего Севера и Дальнего Востока до Байкала и Крыма. Например, полотно О. Штыхно «Небо над Таманью» 2023г., пространство которого наполнено светом, а бегущие по небу облака широко раздвигают рамки открывающегося перед нами мира. Насыщенный голубой цвет неба отражают воды морского залива, что в сочетании с теплым золотистым тоном спелых колосьев и цветущих трав на первом плане передаёт ощущение светлого жизнеутверждающего начала. Подобное настроение пронизывает и работу С. Дементьева «Овражек» 2005г.: неглубокий овраг доверху наполнен солнечным светом, заставляющим сиять не только небо, но и траву, белые венчики цветов, переливаться изумрудными оттенками листья деревьев. Здесь свет солнца, «имеющий обычную физиче-скую природу,…приобретает в искусстве онтологический характер», являясь «образом добра и радости». (4) Солнце определяет цветовую гамму картины А. Подшивалова «Солнечный день» 2017г. – его лучи яркими бликами бегут по перекатам мелкой речки, отодвигая тени, придают четкость и весомость каж-дой детали пейзажа: стоящим у воды мощным срубам; фигуре полощущей бельё женщины; мосту, пролет под которым как подзорная труба приближает к нам «дальние дали» и даёт возможность заглянуть за горизонт. Тщательность проработки отдельных предметов сочетается на полотне с умением сохранить целостность художественного образа, возникающего благодаря ясности ком-позиционного и пространственного решения. «Солнечную» тему продолжает И. Степанова. Её темпера «На подступах к солнцу. Карадаг» 2022г., несмотря на небольшой формат (40х40), передаёт мощь вздымающихся к облакам крымских гор. Выстраивая устойчивую пирамидальную композицию, работая обобщенными красочными пятнами четкой геометрии, сопоставляя оттенки теплого охристого тона и холодный синий цвет, И. Степанова достигает мо-нументальности формы, продолжая традиции таких русских мастеров как Н. Рерих, К. Богаевский и др.
Иное настроение, иную знаковость несут развертывающиеся на полотне Н. Груздовой «Невозмутимая глубь океана» 2023г. сияющие «красою вечною» бесконечные северные дали. Их бескрайнее ледовое поле, перечеркнутое зиг-загом воды, смыкается на горизонте с облачным небом. Единство колористической гаммы – серебристо-серые, белые и серо-голубые оттенки - объединяет два плана бытия, стирая грань небесного и земного, и только представленная с высокой точки зрения фигура белого медведя у края льдины вносит живое начало в это «вечное безмолвие» - притягивая взгляд, она становится смысловым и композиционным центром «невозмутимой глубины» пространства картины, внося живое начало в холодную «равнодушную» северную природу .
В другие края – бесконечные степные просторы Азии - переносит зрителя работа В. Полотнова «Заповедная земля» 2021г. Цвет высохшей под солнцем и ветрами травы определяет её колорит. Более интенсивны по тону только ка-менные уступы, венчающие поднимающиеся над равниной холмы. Они предстают как руины давно исчезнувших великих царств, эхо памяти о которых осталось в верованиях потомков. Знак этого - стоящий на первом плане кар-тины столб с завязанными цветными лентами-подношениями духам. Являясь композиционным и колористическим центром картины, он воспринимается как символ связи времен и миров, единства пространства географии и пространства истории.
Дальние рубежи нашей страны - Курильские острова открывает перед нами М. Фролов. Его пейзаж «Остров Шикотан. Тишина.»1991г. показывает остров с высокой точки зрения, представляя его как некое огромное существо, мощ-но разрезающее океанские просторы. Свободное движение широкой кисти, интенсивные цвета перетекающих «волн» краски дают почувствовать первозданную силу и нетронутую цивилизацией красоту этих мест. Холст М. Анаева «В горах перед грозой», как и работа М. Фролова, пронизан восхищением перед величием явлений природы. Горный хребет, представленный художником с «птичьего» полета, готов к столкновению с «небесной ратью» - пики его вершин нацелены на черные тучи надвигающейся грозы. Развитие колористической гаммы от освещенного солнцем первого плана до охваченного тьмой дальнего, усиливает звучание эмоционального строя картины, переда-вая зрителю коллизию драматического сюжета столкновения стихийных сил.
Динамично разворачивается пространство на полотне О. Давыдовой «Белый день» 2023г. Вертикальной осью его композиции выступает прорезанная глубокими колеями грунтовая дорога. Начинаясь у нижнего края холста, она бежит вдаль через зеленеющие луга мимо прячущихся под сенью раскидистых крон деревьев домов к поднимающимся у горизонта холмам - их очертания подобны ступеням лестницы - переходу к небесным «барашкам-облакам». Яркая, насыщенная светом цветовая гамма выплескивает пронизывающую природу энергию, а стремительный ритм движения дороги снизу вверх от первого к дальнему плану передаётся зрителю, рождая «странное, и манящее, и несущее, и чудесное» чувство. (5) Другое эмоциональное состояние передаёт полотно А. Стекольщикова «Гроза» 2022г., на котором разряд молнии, разрывая темное пространство грозового неба, смыкается с разбитой деревенской дорогой. Грязный просёлок среди изб и покосившихся столбов неожиданно предстаёт сакральным местом яростного столкновения и, одновременно, со-единения земного пути с небесным огнем, а отблески молнии в его лужах – сияющими небесными мостами. Обобщенные формы и контрастная цветовая гамма позволяют художнику добиться монументального звучания изобрази-тельного образа, а вертикальный формат полотна, большую часть которого за-нимает небо, определяет не только направление развертывания композиции, но и соотношение двух начал-дорог жизни.
Надо отметить, что мотив дороги всегда неразрывно связан с изображением, переживанием и постижением движения как такового, то есть пространства-времени, поэтому он традиционен для мирового искусства с древних времен и несёт бессчётное количество смыслов – от представления о пути человека к намеченной цели или пути-судьбе до пути постижения истины. Для русского искусства эта тема приобретает «особое сокровенное значение, посколь-ку воспринималась в связи с христианским представлением о земной жизни как пути в вечность». (6)
К этому мотиву в своих работах обращаются не только О. Давыдова и А. Стекольщиков, но и другие участники выставки «Живописная Россия 2024». На картине В. Штейна «Дорогами Крыма» 2023г. светло-серую линию шоссе с двигающимися по нему машинами на первом плане сопровождают - охраняют темные вертикальные свечи кипарисов, а цвет асфальта подобен цвету поднимающихся вокруг скал, что гармонично объединяет путь, проложенный человеком, и окружающую природу. Композицию этюда И. Колесникова «Под Владивостоком» 2012г. организует сложная спираль дороги-«серпантина», поднимающейся на сопку. Высящиеся округлые вершины подхватывают ритм этого трудного подъёма вверх, стоящий стеной осенний лес с темной корич-нево-красной листвой и черными стволами образует «ограду», не позволяющую человеку сбиться с пути, затеряться в заповедной глубине. Узкий извилистый путь среди поднимающихся по его сторонам утесов крымских гор открывается на полотне С. Кондулукова «Живописнейшее ущелье Кора Кишла к вечеру» 2021г. Последние лучи закатного солнца еще освещают их вершины, но внизу в ущелье уже сгущаются сумерки. Красочная гамма, передающая вечернюю золотистость света, отражает сложное переходное состояние этого времени дня, создавая настроение, созвучное данному моменту жизни природы.
Такое тонкое сочетание цветовых оттенков и колористическая сложность па-литры, определяющие эмоциональную выразительность произведения, одна из основных черт русской пейзажной живописи, что можно видеть, например, в произведениях сложившейся во второй половине 19 века московской живописной школе, работы которой отличаются непосредственностью пережива-ния простого мотива, рождающего целую гамму чувств и ассоциаций. Картина В. Дмитриева «Весна в Бутово» 2024г. – продолжение этой «московской» линии отечественного пейзажа. На полотне неяркий свет, льющийся с затяну-того облаками вечернего неба, отражается в освободившейся ото льда речке с плавающими утками, дробится на поверхности тающего снега, растворяется среди темных стволов деревьев, над которыми вдалеке поднимаются купол и шатровая колокольня церкви. Подвижность световой среды достигается плавностью перетекания цвета и гармоничным соотношение близких тонов, благодаря чему работа обретает поэтическую выразительность и задушевность.
Обостренное чувство природы, одухотворенность каждой её части от травин-ки-былинки и древа лесного до океана-моря синего и солнца красного прони-зывает нашу культуру от времени Древней Руси до сего дня. Это свойственно и современному русскому пейзажу. Так, картина И. Акилова и Н. Акилова «Три оливы» 2017г. представляет собой своеобразный групповой портрет трех деревьев - оливы написаны настолько выразительно, что можно не только определить характер каждой из них, но и «услышать» разговор: центральная – наиболее старшая и опытная что-то выговаривает выгнувшей капризно ствол и ветви растущей слева оливе, в то время как самая юная и тонкая скромно стоит в стороне. Трепетная игра света и цвета в кронах деревьев, выверенность очертаний не только каждой ветки главных «героинь», но и каждого лежаще-го на земле камня, отражают стремление художников передать энергию, одухотворяющую окружающий нас мир.
Особым внимание и любовью у нашего народа всегда пользовались березы, которые, в определенной степени, стали олицетворением природы нашей Родины. И. Грабарь в своих воспоминаниях отмечал, что для русского человека «ничего не может быть прекраснее березы», единственного дерева, «ствол ко-торого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют тем-ные стволы».(7) Берёзы и берёзки стали «героинями» многих живописных работ выставки. На картине В. Архипова «Зима в парке» 2022г. именно березы определяют её эмоциональное звучание, композиционный и колористический строй. Окружив заснеженную поляну с играющими вокруг снеговика детьми, они не только наблюдают за ними, но и оберегают, отгоняя тоску-печаль. Темные пятна на коре складываются в подобие «древесных» ликов, что привносит ощущение волшебной сказки в изображение этого простого зимнего мотив. Широкая живописная манера, опирающийся на мерцающие переливы белого цвета в сочетании с яркими тонами фигурок детворы колорит, тяготеющая к круговому построению пространства композиция – расступившиеся березы на первом плане включают зрителя в свой хоровод, вовлекая его в пространство картины, - всё это создаёт настроение беззаботной радости и светлого счастья.
Умение увидеть в природе не только красоту реального момента, но и рас-крыть для зрителя волшебную, мистическую грань её существования свойственно русскому искусству – достаточно вспомнить полотна М. Врубеля, В. Васнецова, М. Нестерова, Н. Рериха и др. Ощущение чудесного видения рож-дает картина С. Чуданова «Восход луны над Нередицей» 2023г. Церковь Преображения Господня XII века всецело господствует в композиции пейзажа и, благодаря безупречной гармонии форм и обводов, воспринимается как выражение высшего принципа построения мира. Помещенная в пространстве картины ниже купола церкви луна, лик которой складывается из темных пя-тен на её поверхности, застыла в удивлении - она не может соперничать с чудом, сотворенным человеком. Светлый храм, отделенный темной линией кустов и деревьев от расстилающегося вокруг поля, словно возносится над землей, а серебристые переливы на его куполе освещают-освящают окружающее пространство. Стоящий на первом плане аист воспринимается стражем, стерегущим границу между двумя планами реальности. Эта «граница» определяется и композиционно – пространство окружающего церковь неба главенствует над пространством поля перед ней, и колористически – мерцающая цветовая гамма верхней части работы меняется на более плотные темные тона «реального» первого плана.
Православные церкви – одна из неотъемлемых частей русского пейзажа, организующих окружающее пространство С древних времен они мыслились как образ Божественного Царства в земном мире, как средоточие православной земли русской, как источник и центр её духовной жизни. В живописи, обладая бесконечной глубиной символического прочтения, храмы выступают в роли композиционного центра, что определяет полное слияние смыслового и формального начал.
На выставке православные храмы можно видеть не только на полотнах В. Дмитриева и С. Чуданова. Художник С. Царев рисует стоящий на берегу реки Камы Собор Николая Чудотворца на фоне неба - работа «Никольский собор в Чистополе» 2022г. Собор и высокая многоярусная колокольня образуют главную вертикальную ось картины, а силуэты стоящих справа и слева деревьев создают вокруг храма композиционную «чашу», отделяя его от окружающего мира. Белые стены - самый светлый элемент колорита, фосфорицируют в вечерних сумерках и в зеркале воды, в котором отражается Никольский собор. Продолжая пространственную вертикаль в нижней речной части, он словно указывает на возможность постижение высоких истин через «зеркало» земной жизни. На полотне Е. Ромашко «Праздничный день. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет..!» 2024г. окруженный мощной каменной стеной Горицкий Успенский монастырь в Переславле Залесском высится над городом. Все пространство – и прозрачное зимнее небо, и укутанную белым покрывалом землю с утонувшими в снегу невысокими избами, и даже раскинувшего в восторге палки-руки стоящего на первом плане снеговика – всё это охватывает, пронизывает и наполняет свет, концентрирующийся и словно обретающий плотность в пламенеющих главах-свечах монастырских храмов. Этот свет не только определяет мажорную колористическую гамму работы - выступая на картине выражением божественной духовной энергии, он приобретает всеобъемлющее значение, становится для художника главным средством передачи эмоционального состояния – праздничного ликования души. Такое понимание света, одухотворение этого фундаментального начала жизни, красной нитью проходит через наше отечественное искусство от древнерусской иконописи до живописи современных художников, сохранивших эту традицию духовного понимания света.
Для русского искусства всегда было характерно стремление найти новые приемы работы с пространством, формой и цветом, позволяющие достичь большей изобразительной и эмоциональной выразительности. Поиск современных художников новых граней живописного мастерства можно видеть на выставке «Живописная Россия 2024» на примере целого ряда работ. Так, экспериментирует с формой, исследуя воздействие на материю такой категории как время, художник Е.Дорохов. Его полотно «Геометрические чувства. Скалы Ольхона. Отвес.» 2017г. погружает зрителя в движение «геологического» времени, в котором эпоха длится мгновение, давая нам возможность увидеть процесс кристаллизации материи, преображения хаоса в четко структурированную геометрическую форму.
Стремится объединить рациональное восприятие мира с эмоциональным А. Сытников. В работе «Пашня» 2019г. он, опираясь на выразительность контраста ярко голубых линий и черного фона, выстраивает геометрически выве-ренную композицию, словно символизирующую изначальный математический код мира. К такой же цветовой гамме обращается А. Полковниченко в картине «Ночной пляж. В голубом.» 2022г. Лаконично написанными одним голубым тоном деталями – от сложенного пляжного зонта до играющего на воде лунного света и дальнего пирса - она выстраивает глубинную перспективу, стараясь обобщенно передать не столько жестко структурированное про-странство, сколько романтичную атмосферу лунной южной ночи.
Современные живописцы продолжают эксперименты и с колоритом. Максимального оптического воздействия цвета на зрителя стремится достичь Б. Дугарджапов. Используя технику пуантилизма, он выстраивает цветовую гармонию картины «Мануфактура Третьяковых» 2024г. на сопоставлении синих и оранжево-красных вибрирующих мазков кисти, добиваясь почти стереоско-пического впечатления. Смелыми приёмами работы с цветом отличается и пейзаж В. Глухова «Река Сходня» 2020 г., на котором фиолетовые, голубые, зеленые, коричневые тона, переливаясь и мерцая как в калейдоскопе, создают единую пространственную среду. Напряженный ритм динамики перетекания «осколков» пространства усиливают резкие угловатые линии стволов деревьев, поднимающихся по берегам реки. На полотне Т. Ипатенко «Яблоневый сад. Царицыно» 2024 г. цветовое пятно определяет и границу, и движение отдельных планов, которые, вопреки прямой перспективе, образуют волны, воронки и «пространствовороты» - в них перемешиваются фрагменты ярких исторических построек Царицына 18 века с пейзажными мотивами зеленого парка. Художница словно предлагает зрителю подняться над временным потоком, чтобы увидеть и почувствовать мощь энергии, определяющую пути раз-вития нашей жизни, энергию, которую оказалось возможным передать средствами живописи.

При всём разнообразии живописных приемов, авторских интерпретаций и индивидуальных стилей пейзажи, представленные на выставке «Живописная Россия 2024», объединяет ощущение гармонии пространства окружающего мира, желание понять и изобразительно воссоздать духовные корни его силы и энергии, донести до зрителя свое эмоциональное переживание его красоты – это фундаментальные основы отечественной школы пейзажной живописи.

Примечания:
1. ПЛДР 3, М., 1981г., с.120.
2. В. Бычков. Русская средневековая эстетика XI – XVII века. М., 1992 г., с.213.
3. Д.С. Лихачев. Заметки о русском. М., 1984г., с.41.
4. Н.Третьяков. Образ в искусстве. Свято-Введенская Оптина Пустынь., 2001г., С.213.
5. Н. В. Гоголь. Собр.соч. в 6-ти тт. М.,1953г., Т.5, с.231.
6. Н.Н.Третьяков. Образ в искусстве. Свято-Введенская Оптина Пустынь., 2001г., с.111.
7. И. Грабарь. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 1937, с.201,202.