«Отблески восходящего солнца» с 19 по 29 апреля в зале «Лаврушинский`15». Школа японской живописи Левашевой Ирины

«Отблески восходящего солнца»
Школа японской живописи Левашевой Ирины
19 - 29 апреля 2019 года
Лаврушинский`15

Открытие состоится 19 апреля в 18.00
Выставка проводится в рамках перекрестного 2018 года РОССИЯ – ЯПОНИЯ.

maket_afishi.levasheva500.jpg



Школа японской живописи Левашевой И.А. основана 2013 году на базе Музея декоративно-прикладного и народного искусства. Ученики школы – люди разных профессий и возраста. За время обучения более 20 человек получили традиционные японские печати художников с творческим именем. На печати вырезаны два иероглифа первый имя учителя, а второй имя ученика. За время обучения появилось много самобытных учеников, творчество которых представлено на выставке, вслед за работами учителя: Гаврильченко Татьяна, Григорьева Анна, Козлова Марина, Мокина Ольга, Чернова Галина, Морачевская Екатерина, Телицына Надежда, Чермышенцева Лариса, Чернявская Наталья, Шестак Вера.
Как и у Ирины, в работах учеников применяются аналогичные приемы, а также темы, которые, с одной стороны, связаны с истоками «суйбокуга» и отсылают к японским мотивам, а с другой стороны – художник не может не писать того, что его окружает каждый день дома или в путешествии, отсюда множество русских и европейских мотивов.

Ирина Анатольевна Левашева изучает живопись «суйбокуга» с 2003 года и уже успела стать знаменитостью в этой области. Об этом говорят многочисленные выставки в России и за рубежом, каталоги, статьи и репортажи, в том числе, по телеканалу «Культура». Награждена серебряной медалью за вклад в отечественное изобразительное искусство от Творческого Союза художников России. В 2007 г. Ирина получила яшмовую печать мастера, с творческим именем «Счок рей», что обозначает «Прекрасный Пион», а вместе с тем – право преподавания японской живописи (диплом, выданный в 2014 г. в Токио, подтвердил это право).

На выставке представлено тридцать работ, в основном, последних лет, но также включен «Город воспоминаний» (2012), за которую автор получила диплом учебного центра Академии Сюсаку на выставке-конкурсе «500 лучших работ года». Интересно, что все работы связаны с изображением воды (жанр «горы–воды»), в разных ее ипостасях или ассоциациях: водный лотос в руках художницы («Автопортрет»), креветки, вытащенные из моря («Креветки»), просторы широкой уральской реки («Верхотурье»), всплески горных ручьев, прыгающих через камни («Горная река», «Изборск. Словенские ключи») или гладь тихого озера («В ладоши звонко хлопнул я…», Бассё; «За березовую Русь…»), но также туманные дали горных вершин («Путешествие мечты»). Работа «Дорога к храму» как нельзя лучше иллюстрирует прекрасный стих уже упомянутого Кейдзо Шурина («Наслаждаясь цветением в Горном Храме»; пер. с англ. С. Тархановой):

«Гуляя в глубине зеленых холмов, я хотел бы быть как ворон вечером;
под белой вишней в Доме Царя Карма;
монах там не думает сожалеть о проходящей весне:
пробил час и он снова звонит в колокол, заставляя лепестки опадать»





Живопись «суйбокуга», или «суми-э» – это очень древняя традиция, истоки которой уходят в искусство Китая VII–X вв. В XIV в. она была заимствована художественной средой Японии, где и достигла своего расцвета. Основоположником «суйбокуга» в Японии был дзенский монах Сэссю, который много лет провел в Китае, обучаясь живописи, а вернувшись на родину, открыл свою школу. В уже установившуюся традицию вошел целый ряд новых сюжетов, были разработаны новые приемы письма. Несмотря на свою консервативность, а скорее, именно благодаря ей, в современном художественном мире «суйбокуга» выглядит актуально и свежо, открывая новые средства выразительности и первозданные глубины познания мира. Иные работы средневековых мастеров выглядят так, как будто они созданы ныне живущим мастером.

Кандидат искусствоведения Светлана Тарханова

Поделиться:
Подписаться на рассылку