«Узнавание / Riconoscimento. Россия – Италия». Молодежный проект творческой мастерской «Графком» под руководством известного казанского художника Александра Артамонова

«Узнавание / Riconoscimento. Россия – Италия»

18 - 28 декабря 2019
Лаврушинский`15

Молодежный проект «Узнавание» один из очередных выставочных проектов Экспериментальной творческой мастерской «Графком» Поволжского отделения Российской академии художеств под руководством известного казанского художника Александра Артамонова, Почетного члена Российской академии художеств, Заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан.
Идея проекта возникла в ходе визита делегации итальянских художников в Казань в августе 2018 года. Целью проекта является интеграция молодых российских художников в мировые художественные процессы. Выставки проекта в разных городах России и зарубежья должны стать стартовой площадкой для молодежи. Одно поколение, художественное образование, печатная графика, но разные страны, все это задает некоторый дух соревновательности. Молодые художники имеют возможность учится друг у друга и видеть себя в контексте современности. Александр Артамонов предложил специально для молодых графиков тему узнавания и ее интерпретации в различных техниках искусства эстампа. Тема нашла искренний отклик в работах 6 итальянских и 8 российских молодых художников и вдохновила их выразить свое отношение к феномену узнавания средствами печатной графики, оперируя разнообразными техниками – шелкография, линогравюра, офорт, коллаж, коллаграфия. В данном проекте - узнавание - друг друга, страны, традиций художественного образования и культуры.
uznavanie_-afisha_moskva_web.jpgТема и название проекта «Узнавание» своими корнями уходит в античность.
Еще в «Поэтике» Аристотеля – это «анагноризис» - переломный момент в драматическом произведении, когда тайное становится явным. Узнавание, как правило, приурочено к кульминации действия, после него события стремятся к развязке. Без узнавания не существует восприятия как сознательного осмысленного процесса, но узнавание — это вместе с тем сохранение и воспроизведение внутри восприятия. Узнать — это опознать: узнавание — акт познания.

Узнавание, являясь психическим процессом, находящимся на стыке памяти, мышления и восприятия, заключается в способности восприятия довольно оперативно интерпретировать образы как уже знакомые, имеющие определенные связи в памяти. В узнавании (как и воспроизведении) проявляются запечатление и запоминание.

Узнавание может происходить в нескольких планах. Автоматическое узнавание в действии. Эта первая ступень узнавания проявляется в виде адекватной реакции на первичный раздражитель. Следующая ступень узнавания - формы, которые связаны с чувством знакомства, без возможности, однако, отожествления узнанного предмета с ранее воспринятым. Третья ступень узнавания - отождествление предмета. Предмет, данный субъекту в одном контексте, в одной ситуации, выделяется из этой ситуации и отождествляется с предметом, данным ранее в другом контексте. Это соотнесение может совершаться на различных уровнях и по различным основаниям. Но во всех случаях это уже более-менее сложный познавательный акт. С. Л. Рубинштейн отмечает, что узнавание относится к процессу восприятия. Но вместе с тем оно тесно связано и с памятью, и с мышлением. В каком-то смысле узнавание есть в развернутой форме акт мышления.

Размышляя на тему, в проекте участвуют художники-графики из разных городов Италии и России: Вирджиния Даль Магро (Милан), Джулия Джентилкоре (Милан), Лукреция Заффарано (Милан), Джакомо Ламбруго (Джуссано), Глория Лаваньини (Генуя), Кристиано Риццо (Боргоманеро), Регина Иксанова (Набережные Челны), Регина Маврина (Зеленодольск), Айгуль Мунирова (Набережные Челны), Екатерина Сёмина (Зеленодольск), Владислав Баранов (Казань), Рушания Шайхутдинова (Набережные Челны), Екатерина Сафонова (Казань), Мария Исаева (Казань). В организации проекта также участвовали Глория Лаваньини (Генуя) и Марат Мингалеев (Набережные Челны).

Первая выставка проекта «Узнавание» состоялась в Национальной художественной галерее «Хазине» летом 2019 года. Она вызвала большой интерес в культурном сообществе и была широко освещена в СМИ.

Молодые художники представляют несколько художественных учебных заведений, которые они окончили в недавнем прошлом или в которых еще продолжают учиться: Академию изящных искусств Брера в Милане, Казанское художественное училище им. Н.И. Фешина, Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, Санкт –Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при РАХ, Казанский институт культуры и искусств.

В произведениях молодых авторов отражается специфика художественных систем и мировоззрения, складывающихся благодаря разным принципам художественного образования. Каждый автор имеет свое «художественное лицо» и в заданном формате создал графическую трилогию. В ней на языке символов и ассоциаций они размышляют об истории, культуре традициях двух стран, делятся своими представлениями и воспоминаниями о прошлом и будущем, о жизни, какой она была когда-то, какой станет позже, о незаметном, но неукоснительном движении времени, которое совершается на их глазах и влечет за собой неизбежные изменения.

Большинство участников проекта «Узнавание» никогда не были в дружественной стране, которой они посвящают свои произведения. В сюжетах своих произведений они опираются на историческую и эмоциональную память: итальянцы – на хрестоматийные образы русской иконы, матрешки, птицы Алконост и другие, пытаясь через символы и аллегории понять историю Россию и русский национальный характер. Российские художники обращаются к творениям итальянских архитекторов в России; к творчеству известных личностей, чья жизнь была связана с нашими странами; к итальянской архитектуре, еще не виденной ими, но знакомой по фотографиям и фильмам; к итальянской кухне и итальянскому театру, которые стали частью российского культурного кода.
Безусловно, в ходе работы над проектом молодые художники по-новому увидели и осмыслили знакомые образы, узнали много неизвестных ранее для себя фактов, сделали профессиональные открытия. И для каждого из них страна, к которой были обращены их мысли и творчество, стала ближе и понятнее.
Проект спровоцировал художников на поиск себя в пространстве искусства, открыл горизонты и расширил границы в контексте развития мирового искусства сегодня.

Ольга Улемнова, Вера Карасева

Поделиться:
Подписаться на рассылку