Художественный проект «ДЕНЬ ПОБЕДЫ СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ» Поволжского отделения Российской академии художеств и Творческого союза художников России

Поволжское отделение Российской академии художеств и региональное отделение Творческого Союза художников России по Саратовской области в рамках деятельности экспериментальных Творческих мастерских ПОРАХ и ТСХР к 75-летию Великой Победы подготовили художественный проект «День Победы со слезами на глазах».

В проект вошли произведения саратовских и московских художников — живописцев, графиков, фотохудожников и наших коллег, приглашенных художников из Казани, Ульяновска, Тольятти.

К юбилею издан альбом «День Победы со слезами на глазах» (ISBN 978-5-9758-1916-1), готовится выставка в Саратове.

Руководитель Творческих мастерских ПОРАХ и ТСХР – Константин Худяков.
Куратор Творческих мастерских ПОРАХ и ТСХР — Светлана Кузнецова.
Куратор проекта - Александр Москвитин.
Дизайн, верстка – Михаил Гаврюшов.

Участники проекта:

Батишев Антон, Борисов Алексей, Гаврюшов Михаил, Глыжев Михаил, Голубцов Андрей, Дроздин Александр, Кармеев Сергей, Кондулукова Вера, Кондулуков Сергей, Кузнецова Светлана, Кушкумбаева Галия, Ласиков Александр, Мельникова Ирина, Москвитин Александр, Набатов Юрий, Платонов Георгий, Ракчеев Владимир, Савкин Геннадий, Сафронов Виктор, Трубецков Алексей, Учаев Анатолий, Учаев Виктор, Федотов Вадим, Худяков Константин,
В альбоме также представлены работы ушедших от нас саратовских художников Александра Гродскова и Виктора Чудина, Искандера Рафикова из Казани.

75-й День Победы (1945-2020) мы неожиданно для себя отмечаем в новом, непривычном для нас он-лайн формате, в связи с охватившей нашу страну и весь мир пандемией COVID-19. Вот уже третий месяц большая часть населения страны живет и работает в режиме самоизоляции/карантина. Однако никакой коронавирус не в состоянии лишить нас Памяти, заставить забыть историю своей страны, лишить нас возможности выразить Благодарность дорогим ветеранам, нашим дедам и прадедам, братьям и сестрам, детям войны — всем, кто ценой своей жизни, здоровья, самоотверженного труда добывал и приближал Великую Победу!
Саратов имеет свою военную историю, свою летопись трагических событий.
Летом и осенью 1941 года из Саратовской области было призвано более 300 тысяч человек. Структура промышленности области была полностью подчинена интересам фронта, прежде всего, Сталинградского. Гражданские предприятия перешли на выпуск военной продукции: стрелкового оружия, снарядов, бомб, мин, танковых корпусов, приборов и электрооборудования для военной техники, походных кухонь, самолетных бензобаков, армейского обмундирования и снаряжения. Авиационный завод поставлял фронту истребители ЯК-1 и ЯК-3. Крупнейшим поставщиком горючего для армии был крекинг-завод. Важнейшее значение имел выпуск танковых и автомобильных подшипников на ГПЗ-3.
Значение саратовского хлеба многократно возросло в условиях оккупации западных территорий страны. В годы войны Саратовская область стала крупной госпитальной базой. В саратовских госпиталях восстановили свое здоровье около 300 тысяч советских воинов. Многие были спасены, благодаря массовому донорскому движению.
Свой вклад в приближение Победы внесли и саратовские художники. Уже в начале июля 1941 года в Саратове стали выходить «Агитокна», которые вывешивались в центральных витринах города. В коллектив под руководством Л.С.Рабиновича входили ведущие художники: Н.Архангельский, Б.Бобров, А.Чечнев, Ф.Заборовский, Б.Миловидов. Тексты и стихи писали местные поэты. За годы войны издали более 170 «Агитокон». Сейчас эти плакаты можно увидеть в Саратовском областном музее краеведения.
Более 600 тысяч саратовцев были мобилизованы в ряды Красной Армии. Половина из них не вернулись с полей сражений. Такая страшная статистика. Наши земляки сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны, были и среди освободителей стран Европы от фашистских захватчиков, дошли до Берлина. Вечная память героям, воинам - освободителям!
Задача, которую ставили перед собой организаторы выставочного проекта «День Победы со слезами на глазах» (1945-2020) - раскрыть тему Войны через художественные образы разных поколений живописцев, графиков, фотохудожников. Отразить не только саратовскую летопись военных событий, но показать Войну в более широком ракурсе.
Среди наших авторов есть ветеран, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Георгий Федорович Платонов. Гвардии капитан, командир эскадрона 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, он снимал трофейной камерой «Leika». Закончил войну в Германии. Сейчас живет в Хвалынске, почетный гражданин Саратовской области. Две его фотографии 1945 года («Рейхстаг» и «Командиры взводов») для выставки предоставила его семья.
В этом году возникла идея показать работы «детей войны». Насколько они помнят и готовы говорить о войне? Их детство пришлось на годы войны, юность — на послевоенный период. Они разделили со своими родителями всю тяжесть этого сложного времени. К категории «дети войны» мы относим старшее поколение художников — Виктора Сафронова, Анатолия и Виктора Учаевых, Константина Худякова, Юрия Набатова, Сергея и Веру Кондулуковых. Мы попросили авторов не только дать работы, но и поделиться воспоминаниями о своем детстве.
Народный художник России Виктор Сафронов, родившийся в довоенном 1932 году в Горьком, а ныне живущий в Ульяновске, напишет, как они учились в школе, прятались от бомбежек, голодали; как рано они, дети, повзрослели. Спустя время тема Войны стала главной в его творчестве.
Саратовский художник, академик РАХ Анатолий Учаев (1939 г.р.) родился на Дальнем Востоке. Уже после войны семья Учаевых вернулась в родные края, село Сухой Карабулак Саратовской области, откуда родители родом. Анатолию Васильевичу, сыну потомственного крестьянина, наиболее близка оказалась тема «Земля и люди». Первые серьезные картины, написанные им после окончания Репинской академии в Ленинграде, связаны с послевоенным детством: «О Земле», «Возвращение пахарей». Эта тема не отпускала и позднее. В 80-е годы будут написаны полотна «Нива несжатая» и «Поле нашего детства».
Наш руководитель Константин Худяков — «дитя Победы», родился в январе 1945 года в прекрасном селе Царевщина Саратовской области. Его знаменитый живописный триптих «Вишня сорок пятого» был написан в 1985 году, впервые показан на выставке «20 московских художников» на Малой Грузинской, 28.
В начале 1990-х картина была выкуплена из коллекции галереи М'АРС и вывезена в США. И только в 2016 году триптих возвращен в Россию усилиями московского коллекционера Александра Сплошнова, сейчас находится в его личной коллекции. Мистический сюжет картины наполнен глубокого смысла: Бог принимает в свои объятия жертву Войны. Символические изображения душ погибших, возносящихся к Богу, показаны в виде окровавленной вишни. Стол, накрытый белой скатертью,
с растекшимися кровавыми проталинами — карта фронтовых сражений. В левой части триптиха изображен на фоне голубого неба стакан с водкой и черным хлебом – символ поминовения погибших. В правой части триптиха – граненый стакан с орденом «Победа», высшей воинской наградой СССР. В среде военных сложилась давняя традиция "обмывать" боевые награды и звания. Автор, написавший работу в свой сорокалетний юбилей, в честь 40-летия Победы, поместил в картину и себя самого. Практически сложился автопортрет.
Константин Васильевич поделился незабываемой историей: в 1985 году куратор из Главного управления культуры Москвы запретил выставлять эту картину, поскольку ЦК КПСС была объявлена борьба за трезвый образ жизни. Воинская традиция «обмывать» высокую награду не вписывалась в рамки объявленной кампании. Автор вынужден был подчиниться требованиям управления - закрасить орден «Победы» гуашью, после чего картину разрешили повесить...
Наибольшее количество работ к военной выставке предложил Юрий Набатов, признанный мастер репортажной и художественной фотографии, 34 года проработавший специальным фотокорреспондентом в Телеграфном агентстве Советского Союза (ТАСС) по Саратовской и Пензенской областям. Дитя войны, он родился в 1942 году в Саратове. Конечно, войну не помнит, был слишком мал, но его отношение к событиям и людям войны — особенно пронзительное. В альбом вошла небольшая часть работ из его огромного фотоархива: «Друзья-товарищи», «Однополчане», «Журавлиный клин», «Материнская боль», «Стоят в России обелиски», «На их детстве войны отметина», «Он не вернулся из боя».
В нашем проекте фотография занимает достойное место среди авторских высказываний о войне. Это работы Александра Москвитина («Великий путь», «GUERRE», «Крах», «Документы истории»), Михаила Глыжева («Твердыня Бреста», «Хатынский звон»), Сергея Кармеева («Завет бытия»), Геннадия Савкина («Последнее письмо»), Алексея Борисова («Надо жить», «Меч возмездия»), Алексея Трубецкова («Боевой листок»), Вадима Федотова («Вечный огонь»).
У каждого поколения свое представление о войне. Как ее видит поколение, родившееся в конце 1950-х, в 1960-80-е годы? Как правило, война им известна по художественным произведениям, кинофильмам, театральным спектаклям, хронике военных лет, по воспоминаниям близких друзей, семейным преданиям и легендам.
Но в любом случае формируется личное отношение к войне.
В выставочном проекте представлен ряд новых произведений, созданных специально к юбилею Победы. Это живописные работы Владимира Ракчеева («Оружие»), Галии Кушкумбаевой («Лицом к лицу»), Виктора Учаева («День Победы»), Ирины Мельниковой («Ворон»), Марины Гамаюновой («Хранители мирного неба»), графика Антона Батишева («Ни шагу назад», «Ура!»), Александра Ласикова («Вечный огонь»), серия работ Александра Дроздина («Плен», «Душа», «Переход»), выполненных в авторской технике, инсталляции Андрея Голубцова, триптих Михаила Гаврюшова «Топография войны».
Каждая работа по-своему интересна и значима. Важно, чтобы состоялась выставка, и работы художников смогли оценить реальные, а не виртуальные зрители, наши ветераны. Важна живая ответная реакция, оценки коллег и друзей. Тема войны неисчерпаема. Каждое поколение художников находит неповторимые образы, способы и инструменты художественного раскрытия этой необъятной темы.
2020 год юбилейный. Хочется верить, что пандемия закончится, и в этом году мы непременно отметим наш 75-й юбилей Победы, как полагается - проведением Парада Победы на Красной площади в Москве, шествием Бессмертного полка во всех российских городах, больших и малых, показом новых масштабных выставок в музеях и галереях.

Сроки экспонирования выставки «День Победы со слезами на глазах» будут определены по окончании карантина в Саратовском художественном училище.

В экспозиции будут представлены произведения, вошедшие в художественный альбом, а также работы из методического фонда художественного училища имени А.П.Боголюбова, новые живописные работы преподавателей и студентов училища.

Поделиться: