"ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР" по "ДИАЛОГАМ С КЛАССИКОЙ".

http://osetia3d.ru/muzei/sojuz-hudozhnikov.html

28 мая в выставочном зале Союза художников РСО-Алания открылась экспозиция проекта «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой». Возможность увидеть во Владикавказе работы молодых, ярких и, безусловно (так как речь о contemperary art), смелых, бескомпромиссных российских художников, появилась благодаря Северо-Кавказскому филиалу Государственного центра современного искусства и Союзу художников республики.

«Мы ведь не успеем! Дождь, что ты делаешь?! Перестань!», — шлепая по лужам навстречу трамваю, В. посылала гневные и очень гневные взгляды в небеса. Я семенила следом. Что называется «лило как из ведра». Чисто вымытый проспект был безлюден и прекрасен.

Ничего не предвещало, что успеем. Успели.

Три выставочных зала Союза художников вместили в себя сроком на месяц целый срез молодой художественной жизни страны — десятки имен, громкие (уже) проекты, важные идеи. Пропустить такое воображалось особенно страшным преступлением.

«Открытие», как церемония официальная и не всегда захватывающая, часто рождает чувство беспокойства и желание «перемотать». Но не в этот раз. Перед собравшимися выступили вице-президент ТСХ России по масс-медиа, почетный член РАХ — главный редактор издания «ТСХР» Давид Бабаян, директор Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства Галина Тебиева, председатель Регионального отделения ВТОО «Союз художников России» по РСО-Алания, член Союза художников России, заслуженный художник РСО-А Таймураз Маргиев, художник, арт-критик, руководитель «Молодежной межрегиональной творческой мастерской «Диалоги с классикой», куратор выставочного проекта «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой» Диана Мачулина, заслуженный художник РСФСР, педагог, академик РАХ Шалва Бедоев, фотохудожник, научный сотрудник Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства, стипендиат Министерства культуры РФ по программе поддержки молодых деятелей культуры и искусства Анна Кабисова.

«Выставка открыта», — возвестил последний оратор. Казалось, теперь можно рвануть со всех ног смотреть, вникать, читать, но неожиданно мы стали зрителями небольшого импровизированного перформанса смелой, громкой девочки Евы — она читала Блока.

«Я впервые увидела ее на нашем проекте для детей с особенностями – мастер-классе по фотографии. Ева внимательно осмотрела выставку и потом захотела выйти к микрофону. Мама пыталась её остановить, но увидев, что я настаиваю на её выходе — разрешила, перед Блоком Ева импровизировала на тему прошедшего мастер класса — перечисляла имена ребят. Диана Мачулина — куратор выставки, сказала что вот это выступление в стиле дадаистов гармонично сочетающется с экспозицией», — поделилась уже после художник и фотограф Анна Кабисова.

Кстати, именно проект Анны вызвал особенно сердечный, искренний вздох сожаления у моей В.: «Как же они прекрасны!». Они — это герои фотопроекта А. Кабисовой «Воображая нартов». Урузмаг, Сатана, Дзерасса, Ахсар и Ахсарттаг…

«С самого начала хочу сказать о том, что реализовать проекты удалось благодаря инициативе Галины Тебиевой, директора Северо-Кавказского филиала Государственного Центра Современного Искусства, выдвинувшей мою кандидатуру через Творческий Союз художников на соискание стипендии молодым деятелям культуры, учрежденной Правительством РФ, — продолжила свой рассказ о выставке Анна. — Представлено два моих проекта, точнее, только первые наработки проектов, которые я планирую продолжать делать. Один называется «Верую во Единого», а второй – «Воображая нартов». «Верую во Единого», как можно догадаться по названию – работа на религиозную тему. С одной стороны, эта тема банальная, а с другой — всегда актуальная и интересная. Как всякий человек, прошедший свой путь в поисках Бога, я в какой-то момент поняла, что в Северной Осетии сложилась уникальная ситуация с религиозной самоидентификацией. Это отчетливо начинает проступать, когда изучаешь памятники религиозного культа, которые принято называть языческими, то есть дохристианскими — это и «Реком» и «Роща Хетага» и самый яркий пример — часовня «Мады Майрам» в Харисджине, которую до сих пор не могут «поделить» христиане и апологеты так называемой «традиционной» веры. Полемика, которая развернулась в одной из социальных сетей под новостью о том, что за часовню борются две разные стороны, включена в проект, и этот текст можно прочитать на выставке. А если резюмировать, то это проект о материальных памятниках религиозной культуры осетин. Фотографируя такие объекты, мне интересно понять, как их воспринимают современные жители Осетии и насколько они нас объединяют или разобщают».

Но взгляд изнутри всегда отдает «субъективностью», тем более ценен опыт Анны Кабисовой по исследованию религиозного контекста истории региона — соавтором проекта выступил супруг художницы, родившийся и выросший далеко от Осетии.

«Хочу сделать акцент на том, что «Веруя во Единого» мы снимаем вдвоем с моим мужем — он родился в Москве и у него есть такой нужный и важный для работы взгляд со стороны. К тому же, проект сложный технически, так как мы снимаем на старинную камеру с листовой пленкой и все проявляем и печатаем в домашней лаборатории. Что касается проекта «Воображая нартов», то это моя субъективная интерпретация Нартовского эпоса. Я беру неких персонажей и ситуацию и пытаюсь представить, а как бы это выглядело сейчас, в 2016 году, выставляю мизансцену и снимаю. Должна сказать что эта идея меня очень увлекла, и я с удовольствием продолжу подобные эксперименты», — говорит Анна.

Выставка небольшая, но концентрированная. Адресуя себе и окружающим вопросы — «Где границы классики? Что есть классика сегодня? Почему традиция и современность так часто вступают в конфликт?» и множество других — художники в конечном итоге открывают какие-то новые глубины в собственном творчестве, порой, по всей вероятности, «ломая» и перестраивая себя, но выходя на другой уровень.

Во время подготовки экспозиции, с участниками монтажа случалось и забавное. «K картине Ирины Дрозд «Девочка с персиками уже не та» прилагались скатерть, тарелка и косточки от персиков . Когда монтаж выставки был закончен и мы открыли пакет, то оказалось, что косточек нет. Я купила персики и потом перед открытием принесла в пакетике косточки, рассказала Диане Мачулиной она засмеялась и ответила, что тоже самое случилось в Казани и ей пришлось искать персики, которые в итоге купила за 900 рублей», — поведала Анна Кабисова.

Рассказала она и о самом юном зрителе выставки — дочери Полине:

«Она с нами была все три дня монтажа выставки, внимательно листала каталог и показывала какие картины где висят. Когда я показала ей наши работы на стене и спросила, что это, она сказала — «святилища «, мы с ней ездим на съемки, и она очень хорошо их изучила. Но под конец ей все надоело она устала и так и сказала: «Мне надоела ваша выставка!».

Кстати о детском взгляде на современное искусство. «Кажется все это мне когда-то снилось», — сказала как-то моя 11-летняя знакомая, внимательно рассматривая работы художника Егора Кошелева, выставку которого мы смотрели на Винзаводе. И эта фраза стала с тех пор для меня очень точным попаданием в саму суть искусства — попытку вызвать в тебе интуитивные, важные ассоциации, смутное ощущение, что это про тебя, более того — из твоей головы, уверенность, что если ты разгадаешь, мир кардинально поменяется. Чем не сон? В котором скрыто самое главное, но невыразимое словами и привычными образами.

Удивительно, но выставка «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой» будет интересна всем. Консерваторы — пожалуйста, вот вам прекрасная графика и офорты, академичность, школа и тд; зрители посмелее найдут и порадуются экспериментам с формой и содержанием; увлекающиеся психологией смогут часами лицезреть подсознание художника, его боль и желание быть услышанным и многое другое. Я нашла цепляющий своей актуальностью и злободневностью триптих «Монстры классической эпохи» Алены Савельевой о том, как человек становится изгоем в угоду государственных или иных интересов, как сметаются Левиафаном любые попытки быть собой, отличаться, становиться на противоположную сторону, бросать вызов устоям. По словам куратора выставки «работы сделаны в манере, напоминающей гравюры немецкого экспрессионизма, и тем самым они недвусмысленно отсылают к борьбе с «дегенеративным искусством», развернутой фашистами, и неотделимой от уничтожения множества людей, угрожающих чистоте арийской расы».

Здесь хочется отдельно выделить колоссальную кураторскую работу, проделанную Дианой Мачулиной — разнообразие созданных работ и проектов, большое количество поясняющих текстов, невероятный объем исследовательских и критических материалов, интересные сведения о художниках.

Привлекли мое внимание и серия линогравюр художницы Людмилы Барониной, рефлексирующей на тему «Теллурии» — крайнего романа Владимира Сорокина. Книга — загадка, рождающая смутное предчувствие катастрофы, книга-пророчество, которое слишком стремительно исполняется… На театральном фестивале «Золотая маска» весной этого года показывали спектакль режиссера, руководителя Новой сцены Александринского театра Марата Гацалова по этому роману, в котором он гениально деконструирует деконструкцию Сорокина. Сильное впечатление производит и художественное, мозаичное, чуть ли не лубочное прочтение этой книги художницей Барониной.

А эта щемящая, безумно красивая серия работ Александра Грекова«Василиса в стране чудес»? Вывод один — надо смотреть, пока есть возможность.

Contemporary art, конечно, увлекает — существуя на стыке дисциплин, школ, направлений, техник, художник будто становится всеобъемлющим в своем творчестве. Выходя за рамки привычного, копаясь в себе, во времени, в каком-то контексте, он достигает практически абсолюта в смыслах, содержании, способе подачи. Что это — если не свобода? Прекрасная неограниченная свобода творить, быть собой и не бояться говорить. Как ни крути, а contemporary art это все-таки о свободе.

Приобщиться к ней легко — проспект Коста, 217, выставочные залы Союза Художников. Deadline — 20 июня.

Текст — Карина Бесолова

Поделиться: