Ахроматизм

* Ахроматизм [от греческого «a» — без, «chroma» — цвет] (физ.).

Главенствующая роль концепции в визуальном искусстве периодически ставит перед художником вопрос о значимости и значении элементов визуального в современном искусстве. Форма, материал, долговечность, наличие объекта как такового вообще, фактура и цвет — всё то, что собственно и составляет визуальное в изобразительном искусстве отступает на второй план перед идеей, тем не менее, оставляя современное искусство всё же в категории визуального. Смещение акцентов и трансформация значений видимых элементов произведения делают практически каждый художественный жест, как и выбор каждого элемента, осознанным и концептуализированным. Форма становится не только формой и объемом, но и высказыванием о значении формы в искусстве, а цвет, некогда являвшийся важнейшим художественным инструментом — или его отсутствие — как и его использование, бесспорно, осознанное — становится интеллектуализированным утверждением о сути цвета, его значении, его восприятии и воздействии.

В конце пятидесятых годов двадцатого века, под безусловным влиянием монохромных работ Ива Кляйна, итальянский художник Пьеро Манцони, проживший яркую и значимую, но короткую творческую жизнь — создал серию работ под названием «Ахромы». Эта серия, хотя и не была первым опытом отказа от цвета, артикулировала тему бесцветности, или «ахроматизма» как актуального направления поиска и вопроса о значении цвета в произведении.

В российской традиции, со времен отцов церкви, цвет требовал осторожного обращения, как область, связанная с эмоциональным началом. Так, Григорий Синаит наставлял верующих «хранить ум бесцветным», и именно Григория Синаита цитирует в «Эстетических исследованиях» Андрей Монастырский, рассказывая о своих «цветовых бранях» — следствии своих духовных экспериментов — подробно описанных в третьем томе «Поездок за город».

Проект «Ахроматизм» — взгляд на цвет как элемент и инструмент в современном российском искусстве. Представленные на выставке работы объединяет не ахроматичность или монохромность, а отказ от цвета-персоны, цвета как смыслообразующего и смыслосодержащего начала в произведении. Цвет — от красного у Анатолия Осмоловского до абсолютно прозрачного у Олега Тыркина эквивалентен не психологическому рычагу, как эмансипированный цвет абстракционистов, а скорее тождественен слову, как в «Красном квадрате» Казимира Малевича. Цвет по своей сути перестает быть живописью, он утрачивает смысл эмоционального заряда, но становится знаком, концептуальным высказыванием, своего рода «раскраской», выстраивающей сложный ассоциативный ряд — как в текстовых работах Дмитрия Гутова и проекте Колесникова/Денисова. Или же, как в картинах Виктора Алимпиева, служит форме и объему, являющимся главенствующими.


Дополнительная информация

Открытие — 24 сентября.

Участники: Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Колесников/Денисов, Олег Тыркин,
Мария Наймушина.

Кураторы: Колесников/Денисов, Маша Наймушина.

Организаторы: Московский музей современного искусства, Агентство ArtRu, ул. Радио 6/4.