Московский пейзаж

В истории российского искусства есть немало примеров обращения художников к теме городского пейзажа и в
частности московского. Всем памятны образы Москвы, созданные Поленовым, Кустодиевым, Пименовым,
Оссовским, Брайниным и другими мастерами, не говоря уже о большом числе наших современников, которые
посвятили себя воспеванию улиц, площадей, переулков, и др. самых обыкновенных или, наоборот, знаменитых
мест нашей столицы.

Если говорить о доминирующей интонации того продукта, который касается этой темы, и производится
подавляющим большинством московских художников, то следует обозначить ее, как ностальгическую.
Причина такого лирико-ностальгического подхода к теме, в общем, понятна — прежде всего — это быстрые и
очень значительные изменения в связи со строительным бумом в облике нашего города, связанные с
исчезновением исторически сложившихся архитектурных образов. Эти изменения не могут не задевать авторов,
обращающихся к этому жанру и они, своим творчеством, как бы противостоят этой тенденции, увековечивая то,
что, возможно, очень скоро останется лишь в историко-архитектурных архивах, на старых фотографиях или в
памяти зрелой части горожан. Таким образом, московская пейзажная живопись становится своеобразным
«стоп-кадром» в быстроменяющемся городском ландшафте, показывая нам зримые образы того, с чем мы
соприкасаемся, выходя на московские улицы или образы того, чего мы уже никогда не увидим.

Другой причиной являются консервативные традиции, бытующие среди значительной части московских
художников.
Принимая, все то, что совершается в этом направлении коллегами, предлагаем взглянуть на пейзажи города под
другим углом зрения.

Актуальное искусство развивает концепцию зримого не только через изображено-зрительное восприятие, но и
через представляемо-умозрительно-образную систему, где объектом созерцания является не только БУКВА, как
визуальный знак, но и СЛОВО. Например, зрительное восприятие красного круга на плоскости строится по
реакции на увиденное, а реакция — написанный текст: «красный круг диаметром 15 см». И этот текст вызывает
также у нас соответствующую ассоциацию, которая вызвана уже более сложной системой построения и ее
восприятия. Эта, воображаемо-образная система и лежит в основе проекта «Московский пейзаж. Или слово как
зрительный образ».

Мы предлагаем использовать СЛОВО, как главное средство в воссоздании образа современного мегаполиса,
точнее — только единожды слово, фразу или предложение. Эти «слово» или фраза должны быть достаточно
емкими и по своей образности и, насколько это возможно, соответствовать качеству современного
произведения искусства.

Участники проекта

Юрий Авакумов, Олег Арнаутов, Елена Бизунова, Василий Вдовин, Юлия Винтер, Василий Власов, Арт-группа «Голова», Марина Звягинцева, Андрей Карпов, Колесников / Денисов, Сергей Лебедев, Александр Лишневский, Виктор Лукин, Сергей Малютин, Маша Наймушина, Михаил и Татьяна Никитины, Наташа Ситникова, Мария Сокол, Олег Тыркин, Александр Федоренко, Юрий Фесенко, Константин Худяков, Александр Панкин.


Дополнительная информация

Текст должен быть распечатан на бумаге на принтере и, как полагается графическому листу, оформлен в раму
под стекло (возможно паспарту). Формат, выбор цвета текста и расположение его на бумаге, рамы и паспарту — не регламентируются.