Выставка живописи Андрея Есионова «Войти в реку дважды»

ВОЙТИ В РЕКУ ДВАЖДЫ. ЖИВОПИСЬ АНДРЕЯ ЕСИОНОВА

Даты: 14 октября –15 декабря 2017 г.

Адрес: Государственный музей искусств Узбекистана, г. Ташкент, проспект Амира Темура, 16.

Кураторы: Андрей Егоров (MMOMA), Анна Арутюнян (MMOMA), Васила Файзиева (ГМИУ).

Государственный музей искусств Узбекистана в партнерстве с Московским музеем современного искусства представляет персональную выставку Андрея Есионова – известного живописца и рисовальщика, мастера эффектных крупноформатных акварелей.

Есионов родился и вырос в Ташкенте, здесь же получил фундаментальное художественное образование, окончив в 1990-м году живописное отделение Ташкентского государственного театрально-художественного института им. А.Н. Островского. В сложные перестроечные годы он вынужден был, подобно многим, оставить не только родной город (и переехать в Москву), но и профессию. Оказалось, однако, что не навсегда. Спустя двадцать лет, в 2010-м, Есионов вновь совершил крутой вираж и вернулся к искусству – уже в новом качестве, с бесценным опытом и багажом прожитого.

Этот личный, биографический ракурс, и шире – жизненный путь человека, вынужденного на каждом шагу принимать судьбоносные для себя решения, совершать этический выбор, – вот лейтмотивы выставки Андрея Есионова в Государственном музее искусств Узбекистана. Ее название отсылает к известному изречению Гераклита. «На входящих в те же самые реки притекают один раз одни, в другой раз другие воды», – говорил древнегреческий философ, диалектически размышлявший о мудрости и границах познания, предопределении и свободе воли, изменчивости и единстве мира.

Основу экспозиции составляют различные акварельные серии Есионова. Более традиционные в жанровом отношении пейзажные листы – городские виды Москвы, Иерусалима, Парижа, Мадрида, Берлина, Дрездена, Рима и Венеции, запечатлевшие географию путешествий автора, а также портреты членов его семьи и друзей – камерные, словно хранящие свежесть непосредственного общения – показаны наряду с оригинальными повествовательно-аллегорическими сценами, которые художник разрабатывает в последние годы. Уподобленные басням или притчам, все они так или иначе раскрывают тему земного паломничества. В длинной череде этих ярких и динамичных, моментально врезающихся в память композиций недавно появились и колоритные ташкентские «мизансцены».

Выставку дополняют натурные карандашные рисунки и специальные экспонаты, расширяющие представление зрителя о частном пространстве Есионова – инструменты для рисования, фотографии, некоторые личные вещи. В отдельной зоне демонстрируется фильм о художнике, своеобразный мастер-класс, от начала до конца документирующий процесс создания одной акварельный работы. Особым экспонатом выставки является картина «Трагедия Арала», исполненная маслом на холсте и представляющая собой новую авторскую версию одноименного полотна, созданного Есионовым во время учебы в Ташкенте в 1988 году.

К настоящему моменту Есионов провел уже семь персональных экспозиций в крупных музеях и выставочных залах в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Казани и Париже. Его ретроспектива в Государственном музее искусств Узбекистана, представляющая обширный корпус произведений в разных жанрах, с одной стороны, закономерно продолжает этот ряд, с другой – имеет символическое значение, а потому налагает особую ответственность. Ведь теперь круг окончательно замкнулся. Возвращаясь в город своего детства и юности сложившимся художником, удостоившимся чести показать свои работы

в соседстве со знаковыми произведениями из коллекции музея, Есионов не просто демонстрирует все то, чего достиг в творчестве. Он обращается к истокам ташкентской живописной школы, отдает дань уважения своим учителям и в целом той богатой, полифоничной и во многом уникальной культурной среде, которая его воспитала.

Выставку сопровождает богато иллюстрированный каталог на трех языках (русском, английском, узбекском), который включает специально подготовленные статьи о творчестве художника.

kopiya_rah_1000x1000px.jpeg