ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СВОБОДНЫХ ХУДОЖНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Доклад на Научно-практической конференции «Искусство и право: тенденции и формы интеграции», Москва, Российская академия художеств, март 2015г.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СВОБОДНЫХ ХУДОЖНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Доклад на Научно-практической конференции «Искусство и право: тенденции и формы интеграции», Москва, Российская академия художеств, март 2015г.
http://markovphoto.ning.com/page/6573383:Page:6816

Сегодня многие представители творческих профессий – художники, дизайнеры, фотографы, архитекторы осуществляют свою деятельность не связывая себя обязательными трудовыми узами и не боясь привлечения к ответственности за «тунеядство». К счастью, эти времена прошли, статью 209 Уголовного кодекса РСФСР отменили еще в 1991г. и свободного художника уже официально не могут упрекнуть в том, что он нигде не работает.
Открытие границ для поездок, стремительное развитие Интернета расширили возможности людей творческих профессий для общения, показа своих работ, получения заказов и интеграции в мировое творческое сообщество.
Отдавая дань моде, засорять русский язык иностранными словами, многие представители творческих профессий стали называть себя «фрилансерами», правда не всегда понимая смысл этого термина.
Появилось целое сообщество людей свободных профессий. Сегодня в России их число приближается к 3-м миллионам, что составляет 4,2% от работающего населения страны, при этом 35% из них, т.е. около 1 миллиона человек – художники, дизайнеры, архитекторы, фотографы в возрасте до 32 лет. В сети Internet существуют сайты, своего рода биржи фрилансеров и их популярность постоянно растет.
Часть студентов творческих вузов отправляются в «свободное плавание» сразу после выпуска. Профессионалы нередко переходят в разряд фрилансеров после нескольких лет работы в дизайнерских и архитектурных бюро.
Чем же так привлекает эта форма творческой деятельности?
Отсутствие трудовых отношений с заказчиком дает художнику определенную свободу в выборе работы, свободу в выборе времени ее выполнения.
В этих условиях художник становится хозяином своего времени:
- нет необходимости каждый день ездить на работу и тратить на поездки время и деньги, работать можно в удобном для себя режиме;
- не надо соблюдать дресс-код и другие офисные стандарты, работу можно выполнять в привычных для себя условиях мастерской или дома на удаленном доступе.
Еще одним существенным плюсом являются заработки. Работа свободного художника приносит в среднем в 1,5-2 раза больше, чем зарплата художника состоящего в трудовых отношениях с работодателем. В 2014г. средняя месячная зарплата художников, задекларированная работодателями в налоговых органах Российской Федерации составила 22-30тыс. рублей, в зависимости от региона.
Однако, не все так идеально, как кажется на первый взгляд.
Далеко не каждый художник имеют мастерскую или место для работы в домашних условиях. Встречаются случаи непонимания со стороны родных, что художник работает дома, да еще ночью. Доходит до того, что его начинают считать бездельником со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Нередко отношения между заказчиками и фрилансерами носят бездоговорный характер, как говориться, строятся “на доверии” или “на честном слове”. Причин этому много: срочность работы, экономия времени за счет передачи документов и т.п.
В этой ситуации фрилансер работает на свой страх и риск. В результате после завершения работы можно не получить от заказчика того, на что расчитывал или вообще остаться без денег.
Безусловно, не все заказчики нечестные. И все таки лучше устанавливать с заказчиком договорные отношения.
С фрилансером, как с физическим лицом , заключается гражданско-правовой договор (договор подряда, договор на оказание услуг или договор авторского заказа).
Следует отметить, что договор с дистанционным работником, предусмотренный российским трудовым законодательством, это не договор с фрилансерм.
Несмотря на некоторую схожесть, договор о дистанционной работе заключается с работником с учетом всех требований Трудового кодекса Российской Федерации.
Освобождаясь от пут «трудового контракта», художник-фрилансер фактически лишается социальной поддержки. Заболели - никто не оплатит больничный. Никто не оплатит отпуск. Да и отпуска бывают не регулярно. А налоги и пенсионные отчисления. С ними придется разбираться самому или нанимать специалиста.
На этом следует остановиться подробнее.
Позиция налоговых органов в отношении «свободных художников», осуществляющих продажу своих произведений самостоятельно, простая:
если не адвокат или нотариус, значит предприниматель без образования юридического лица, должен платить соответствующие налоги и быть зарегистрированным.
Доходит до смешного, когда у художника спрашивают, почему у него нет кассового аппарата?
Были случаи, когда художников пытались привлечь к административной, а иногда и уголовной ответственности за якобы незаконную предпринимательскую деятельность. Причем сатьей 14.1 (пункт.1) Кодекса об административных правонарушениях РФ за незаконную предпринимательскую деятельность для физических лиц предусмотрено наказание в виде штрафа от 500 до 2000 руб, а в соответствии с пунктом 1 статьи 171«Незаконное предпринимательство» Уголовного кодекса РФ от штрафа в размере до 300 000 рублей до ареста на срок до шести месяцев.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ, «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателя.
Не является предпринимательской деятельность, связанная с осуществлением функций по трудовому контракту (договору), а также выполнение обязанностей, вытекающих из разовых гражданско-правовых договоров».
К сожалению, российским законодательством не закреплено, что деятельность по реализации творческими деятелями их интеллектуальной собственности, созданной лично или в соавторстве, не является предпринимательской.
По мнению Министерства финансов РФ, необходимость в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, у физического лица возникает при наличии в действиях гражданина следующих признаков:
- изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;
- хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок;
- взаимосвязанность всех совершаемых физическим лицом в определенный период времени сделок;
- устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.
При наличии достаточных оснований считать, что вышеуказанные признаки имеются в наличии, физическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица.
Что же считать достаточными основаниями применительно к художнику?
Если художник эпизодически (несколько раз в год) самостоятельно продает свои работы, то говорить о предпринимательской деятельности здесь не приходится.
Но налоги с полученных денежных средств необходимо платить.
Если же самостоятельная продажа художественных произведений носит систематический характер и приносит ощутимый доход, то стоит подумать о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица.
В условиях действующего законодательства это позволит избежать неприятностей с налоговыми и правоохранительными органами и обеспечит нормальное пенсионное и медицинское страхование.
Другое дело, если художник продает свои работы через художественную галерею, салон, магазин или передает их юридическому лицу по гражданско-правовому договору. Здесь он обязан настоять, чтобы все налоги оплачивала организация при выплате ему вознаграждения.
Если не получается, то надо быть готовым представить декларацию о доходах за прошедший год в налоговую инспекцию по месту жительства.
Однако, у свободного художника остается проблема с Пенсионным фондом России. Вот здесь необходимо зарегистрироваться и производить взносы самостоятельно. При выходе на пенсию свободный художник сталкивается с проблемой доказывания продолжительности своего трудового стажа.
тут уже может наступить последствия в виде административной ответственности п. 1 ст. 14.1 КоАП РФ от 500 до 2000 руб, или если доходы за год свыше 1,5 млн рублей до уголовной ответственности п 1 ст. 171 «Незаконное предпринимательство» УК РФ от штрафа в 300 000 руб до ареста на срок 6 месяцев.


Напрашивается вывод: в условиях действующего российского законодательства свободный художник является социально не защищенным.
К сожалению, действующее законодательство о культуре в основном регулирует общественных отношений, возникающие уже после создания произведений литературы и искусства и практически не затрагивает вопросы творческой деятельности и защиты интересов самих создателей культурных ценностей.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре ко всем деятелям литературы и искусства применяется понятие «творческий работник» в независимости состоят они в трудовых отношениях или являются «свободными художниками».
В период принятия Основ законодательства о культуре, а это в 1992г, важную роль в жизни людей творческих профессий играли творческие союзы. Именно эти организации, созданные еще в 30-х годах прошлого века, осуществляли функции социальной защиты творческих работников.
Изменившаяся общественно-политическая ситуация в России вызвала и изменения в положении крупнейших творческих союзов. Утрата ими значения государственных идеологических институтов и положения привилегированных общественных организаций повлекла и резкое снижение бюджетного финансирования их деятельности.
Федеральным законом «Об общественных объединениях» творческие союзы были уравнены в своем положении с иными общественными объединениями, например, филателистов, защиты животных и т.д.
В 1996г. был разработан проект Федерального закона "О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах" и внесен в Государственную Думу.
В законопроекте был обозначен субъект регулирования – творческий работник, не работающий по трудовому договору, осуществляющий творческую деятельность в рамках гражданско-правовых договоров в области литературы и искусства.
Творческий союз был обозначен в законопроекте как отдельный вид общественных объединений - творческий союз в области литературы и искусства - объединение физических лиц, являющихся творческими работниками литературы и искусства одного или нескольких видов и жанров, в организационно-правовой форме общественной организации, создаваемое для защиты трудовых, социальных прав, интеллектуальной собственности и профессиональных интересов своих членов, оказания помощи в создании и улучшении условий их творческой деятельности.
В декабре 1999г. законопроект был принят в качестве Федерального закона и одобрен Советом Федерации. К сожалению, указанный законодательный акт не был подписан Президентом России.
Безуспешные попытки подготовить проект закона, регулирующего общественные отношения, связанные с правовым статусом творческого работника и деятельностью творческих союзов предпринимаются до настоящего времени.
Сегодня обсуждается новый закон «О культуре в Российской Федерации». Очень бы хотелось, чтобы помимо декларативных положений о праве граждан на свободу творчества и объединения в творческие союзы в этот документ были включены правовые нормы:
устанавливающие, что деятельность по реализации творческими работниками их интеллектуальной собственности, созданной лично или в соавторстве, не является предпринимательской;
обеспечивающие юридическими, социальными и экономическими правами творческого работника, не работающего по трудовому договору, деятельность которого не подпадает под уже имеющиеся в российском законодательстве категории;
устанавливающие особенности создания и деятельности творческих союзов как отдельного вида некоммерческой корпоративной организации и возможность принятия по этому вопросу отдельного законодательного акта.
И еще одно направление работы по поддержке свободных художников. Это направление условно можно назвать образовательным.
Многие художники слабо знают свои права и обязанности. Как показал опыт семинаров по правовому обеспечению творческой деятельности, которые Творческий Союз Художников России проводит в регионах, вопросов, особенно у свободных художников, более чем предостаточно. От вопроса, а зачем платить налоги и до, что делать если незаконно используют его произведение.
На наш взгляд, людям творческих профессий, в период их обучения, необходимо давать правовые знания в объеме, обеспечивающем понимание ими своих прав и обязанностей как гражданина и создателя культурных ценностей.
http://markovphoto.ning.com/page/6573383:Page:6816

Юридические консультации
http://tcxp.ru/yuridicheskie-konsultacii