Художественный факультет Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова

Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (художественный факультет, участник проекта «Живописная Россия. Школа Будущего» (2021)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Факультет по подготовке художников кино и телевидения был создан 9 июля 1938 года приказом Комитета по делам кинематографии СССР – с этого момента профессия кинохудожника получила официальный статус в нашей стране. donskov_vladimir._dve_zimy_i_tri_leta._eskiz_k_filmu_bratya_i_sestry._2014_holst_akril_80h90.sm._2000px.jpgГлавной целью и задачей факультета стала подготовка квалифицированных специалистов по оформлению художественных фильмов и художников-мультипликаторов, что потребовало разработки абсолютно уникальной, не имеющей аналогов в мире школы. Фундаментальный вклад в ее создание сделал выдающийся советский художник Федор Семенович Богородский. Именно этого мастера можно считать основателем школы художников отечественной кинематографии. Он задал главный вектор обучения: «… кинохудожник, как и всякий художник, прежде всего должен быть мастером изобразительного искусства, то есть умеющим писать, рисовать и компоновать. Он должен быть образованным человеком, образно мыслящим, умеющим познавать явления действительности…». Эти принципы стали основой вгиковской системы художественного образования, опирающейся на традиции русского изобразительного искусства с его фольклорными мотивами, яркой живописностью, тонкой эмоциональностью, философской глубиной замысла. Фундаментом этой системы являются академический рисунок и живопись – классическая школа формирования подлинного художника-профессионала. Среди педагогов, преподававших в разные годы эти базовые предметы на факультете, были такие известные художники, как Ф. Богородский, В. Васин, О. Гроссе, А. Дихтяр, Ю. Пименов, С. Токарев, Б. Яковлев и многие другие. В становлении профессии кинохудожника приняли участие выдающиеся мастера: М. Богданов, А. Дихтяр, Б. Дубровский-Эшке, И. Иванов-Вано, Г. Мясников, П. Пашкевич, А. Сазонов, И. Шпинель и другие. Таким образом, с первых лет существования факультета и по настоящее время его преподавателями становятся только опытные профессионалы, яркие представители отечественного изобразительного искусства.
Учебная программа для максимально эффективной реализации поставленных задач дорабатывалась и улучшалась на протяжении всех лет работы факультета. В ходе творческой деятельности было выделено три основных профессиональных направления – «Художник кино и телевидения», «Художник кино и телевидения по костюму», «Художник мультипликационного фильма». В настоящее время кафедру мастерства художника фильма возглавляет Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Л. Носырев.
Мастерская художника кино и телевидения по костюму была выделена в отдельный сегмент и основана несколько позже, в 1977 году. Ее родоначальниками стали талантливые художники Ольга Семеновна Кручинина и Лидия Юльевна Нови, ранее не один десяток лет проработавшие в кино. С опытом пришло понимание, что художник по костюму – отдельная профессия, требующая специального обучения. Профессиональный художник по костюму должен не только в совершенстве знать азы художественного мастерства, но и обладать своеобразным киномышлением, владеть специфическими навыками.
Студенты всех трех мастерских на протяжении шести лет обучения практически осваивают живопись и рисунок, а также изучают общие академические предметы, развивая художественное сознание и определяя свою творческую направленность. Именно традиционное академическое художественное образование дает возможность развиваться творчески и смотреть на профессию под верным углом.
Разными жанрами изобразительного искусства студенты овладевают на протяжении всего обучения – это и пейзажи, которые они пишут во время выездных летних практик, натюрморты, портреты, обнаженная натура, постановки, которые они создают в мастерских факультета. Такое полное освоение традиционной базы художественного мастерства позволяет грамотно применять его в любых областях изобразительной деятельности. Заведует кафедрой живописи и рисунка доцент А. Матрешин.

Профессия – художник-постановщик
Главная задача художника-постановщика – создание визуального решения фильма. Именно он отвечает за то, чтобы максимально точно передать видение режиссера, создать предметную реальность, которая достоверно погрузит зрителя в атмосферу кинокартины. Художник-постановщик разрабатывает эскизы, чертежи декораций и мебели, подбирает реквизит, участвует в составлении сметы, в выборе мест для съемок на натуре, непосредственно работает во время изготовления декораций. От ширины его кругозора, профессионализма, внимания к деталям, точности воссоздания эпохи и предметов быта зависит то, насколько достоверной получится конечная картина, насколько верно будет донесена до зрителя идея сценариста и режиссера.

Профессия – художник по костюму
Художник по костюмам входит в творческую группу фильма, которую обычно возглавляет художник-постановщик. Он взаимодействует с режиссером, художником-постановщиком, гримерами, и, конечно, непосредственно с актерами. Костюм героя выражает его принадлежность к профессии, слою общества, выдает его социальный статус, раскрывает индивидуальность. Без точно отражающего образ героя костюма даже самая лучшая актерская игра потеряется, а впечатление будет неполноценным. Создание образа для актера – это основная, но не единственная задача художника по костюму. Профессионал должен разбираться в особенностях эпохи, знать специфику пошива, уметь работать с тканями, владеть приемами их обработки и мн.др. Часто эта работа остается недооцененной, но без грамотного и талантливого художника по костюму картина обречена.

Профессия – художник-мультипликатор
Художник-мультипликатор, наряду с режиссером, является главным человеком в создании мультфильма. Фактически он становится сорежиссером, создавая персонажи, продумывая образы, наделяя их характером и индивидуальностью. Он создает рисунки основных моментов движения героев. Поэтому любой мультфильм – это совершенно индивидуальный проект, полностью отражающий профессионализм и творческий потенциал мультипликатора, его пространственное воображение и мышление, понимание принципов динамики и движения, наблюдательность, умение понять и передать суть характеров.

Обучение студентов мастерству художника кино полностью проходит в соответствии с теми требованиями, которые впоследствии предъявляются к работе художника на производстве. Будущие специалисты знакомятся с теоретическими основами профессии, с историей ее возникновения и развития, а также изучают особенности творческого и технологического процесса работы художника на разных этапах создания фильма.
Во время практических занятий у студентов формируется новое видение и мышление. Студенты начинают мыслить образами, действующими в реальном времени. Они должны образно излагать драматургию в эскизах, раскадровках, планировках игрового пространства, схемах. Особенное внимание уделяется эскизам, так как эта работа способствует активизации образного мышления. Студенты осваивают самые разные приемы и средства изобразительных решений.
Кроме того, в понятие «художник кино» входит кинематографическая составляющая. Знания технологии построения декораций, малярного ремесла, бутафорского и строительного дела. Решение декорационных объектов и сцен, планировка декораций как в павильоне, так и на натуре – все это тот минимум, которым должен обладать кинохудожник.
Коллектив педагогов кафедры мастерства художника кино старается всегда максимально идти в ногу со временем, предвидеть творческое и техническое развитие кинематографа, который постоянно и стремительно меняется с появлением новых современных технологий.
В связи с развитием технических возможностей в 1995 году среди художников была выделена еще одна новая творческая мастерская – была создана кафедра анимации и компьютерной графики. Ее главой был выбран ученик И. Иванова-Вано – С. Соколов, руками которого было создано множество уникальных анимационных фильмов, таких как «Буря», «Чудотворец», «Зимняя Сказка», «Гофманиада», получивших ряд престижных отечественных и зарубежных премий.
Художник в кино обязательно должен быть разносторонне образованным человеком. Неважно, будет это художник-постановщик или художник-мультипликатор, художник по костюмам или специалист по компьютерной графике – все должны в совершенстве владеть искусством композиции, рисунком, видением цвета, а также знать такие дисциплины как история искусства, литературы, музыки и, конечно, история отечественного и зарубежного кино.
Сложно оценить степень заслуги художника в успехе фильма, но она однозначно велика. Можно сказать, что художник в кино – одновременно и режиссер, и оператор, так как он должен разбираться в законах монтажа и владеть умением видеть, каким будет готовый кадр.

matreshin_aleksandr._ershi_1996_goda._2011_g._holst_maslo_90h100_2000px.jpg ermolaev_vitalii_yurevich._nashestvie_snezhnyi_arergard_2009_h.m.140h150_2000px.jpg svatovstvo_maiora.jpg

Многие выпускники художественных мастерских ВГИК являются членами Союза Художников России, Союза кинематографистов России, действительными членами и член-корреспондентами Российской академии художеств, имеют звания Заслуженных и Народных художников России. Так, с 1966 года и до сего дня на художественном факультете ВГИКа преподает профессор Б. Неменский – академик АПН СССР, академик РАХ, Народный художник, орденоносец, лауреат нескольких Государственных премий.
Выпускники факультета завоевывали награды и номинировались на самых престижных фестивалях и конкурсах. Первыми художниками-постановщиками, получившими премию «Оскар», стали именно выпускники ВГИКа первого набора – М. Богданов и Г. Мясников за фильм «Война и Мир» в постановке Сергея Бондарчука. В 2000 году премию Оскар получил выпускник художественного факультета А. Петров за анимационный фильм «Старик и море».
Кроме того, нередко вышедшие из стен ВГИКа ученики возвращаются в родной институт вновь, теперь уже в роли преподавателей. Сейчас на художественном факультете работают, продолжая дело его основоположников, М. Ананьева, А. Беширов, В. Брагинский, Т. Галова, И. Гинно, В. Голубев, В. Донсков, А. Дудин, В. Ермолаев, С. Зуев, С. Иванов, В. Кислых, Е. Лукьянова, И. Лунина, А. Матрешин, Г. Пангиллиан, Н. Пархоменко, И. Чепенко и др. Возглавляет факультет его выпускник – профессор, Заслуженный художник РФ, академик РАХ В. Архипов.

На протяжении более восьми десятилетий своего существования, являясь одной из весомых частей отечественной школы изобразительного искусства, художественный факультет Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова занимается подготовкой высококвалифицированных и востребованных специалистов – кинохудожников, которые, создавая новые образы, открывая новые тенденции, находя нестандартные решения, совершенствуют мир кинематографа и вносят свой вклад в развитие отечественной и мировой художественной культуры.

Изображения в публикации:
Донсков Владимир. Две зимы и три лета. Эскиз к фильму Братья и сестры. 2014, холст, акрил, 80х90
Матрёшин Александр. Ерши 1996 года. 2011, холст, масло, 90х100
Ермолаев Виталий Юрьевич. Нашествие (Снежный арьергард) 2009, холст, масло, 140х150
Гавриляченко Сергей. Сватовство майора. 2009, хлст, масло, 80х60