Кафедра живописи и графики факультета Изобразительного искусства РГСАИ

Российская государственная специализированная академия искусств (Кафедра живописи и графики факультета Изобразительного искусства), участник проекта «Живописная Россия. Школа Будущего» (2021)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кафедра живописи и графики факультета Изобразительного искусства РГСАИ соединяет в себе две специальности, что необычно, но вполне объяснимо скромными количественными параметрами нашего подразделения и тем обстоятельством, что мастерская станковой графики была организована не сразу, а лишь спустя годы после открытия ВУЗа. Долго не пришлось судить и рядить – нужно или нет делить педагогов на две кафедры. Все были единодушны – необходимо работать вместе.
На кафедре две выпускающие мастерские станковой живописи и одна – станковой графики. Плановый прием на первый курс – 9 человек, из них шесть – на живопись, трое – на графику.
В каждом учебном году на кафедре обучаются около шестидесяти студентов вместе с ассистентами-стажерами и аспирантами.
Преподавательский состав кафедры насчитывает 11–12 штатных педагогов и шестерых совместителей.
Возглавляет кафедру Комаров Николай Евгеньевич – заслуженный художник РФ, член Правления станковой графики МСХ, член графической комиссии СХР, доцент кафедры, руководитель учебно-творческой мастерской станковой графики.
kuzmin_roman_hanskii_dvorec_v_bahchisarae.2016_god_holst_maslo_90h80_2000px.jpg
Кафедра представляет из себя довольно дружный профессорско-преподавательский коллектив, который состоит из людей очень разных по возрасту, учившихся в большинстве случаев у разных учителей, сложившихся как художники в разное время и исповедующих разные творческие принципы. Однако, это не мешает им верить в эффективность классической русской школы художественного образования и слаженно работать на поприще обучения и воспитания наших студентов.
Руководит одной из учебно-творческих мастерских станковой живописи Лошаков Олег Николаевич – заслуженный художник РФ, академик РАХ, профессор.
Другой живописной мастерской руководит Полиенко Иван Алексеевич – заслуженный художник РФ, академик РАХ, лауреат премии Правительства Москвы, член Правления Товарищества живописцев МСХ, профессор.
Цагараев Максим Максимович – член СХР, ТСХ и МСХ, доцент кафедры – преподает живопись в учебно-творческой мастерской графики и рисунок на первом курсе.
Митлянский Максим Даниэльевич – доцент кафедры, член Товарищества живописцев МСХ – преподает живопись и композицию на первых двух курсах.
Кузьмин Р.А. – старший преподаватель, член МСХ – преподает рисунок в учебно-творческой мастерской Полиенко И.А.
Корсун С.В. – доцент кафедры, член МСХ и СХР – преподает живопись и композицию на третьем курсе в учебно-творческой мастерской Лошакова О.Н., сурдопереводчик.
Смахтина М.А. – старший преподаватель, член МСХ и ТСХР – преподает живопись и композицию в учебно-творческой мастерской Полиенко И.А.
Кафедра живописи и графики складывалась постепенно. Первым заведующим кафедрой был назначен Чернов Юрий Львович – скульптор, Народный художник России, академик Академии художеств СССР. Предполагалось, что обучать будут и скульптуре. Но наш учредитель – Минкульт, столкнувшись с отсутствием интереса у абитуриентов к этой специальности и трудностями с организацией обучения другим специальностям, поручил ВУЗу самому определить характер и направление обучения, вплоть до того, что он должен был решить, каким профессиям изобразительного искусства нужно учить студентов, каких специалистов готовить и выпускать. В начале девяностых это действительно был сложный вопрос. В итоге был выбран путь не узкой специализации, а фундаментальной подготовки, и решено было начинать со станковой живописи.
Этому решению способствовал опыт первых двух лет обучения.
Художники, пришедшие преподавать в новый ВУЗ, сразу поняли, что, прежде чем начинать освоение ВУЗовской программы, необходимо дать студентам представление о простейших учебных задачах, которого у них не было. Благо, в уставе ВУЗа была закреплена возможность принимать студентов для обучения на подготовительный, начальный или нулевой курс (в разное время применялись разные названия).
Первые выпускники кафедры с благодарностью вспоминают своих первых учителей – Федотьеву Ларису Викторовну (к ней приходил помогать муж – замечательный московский художник Павлов Юрий Сергеевич – Народный художник России), Брагинского Виктора Эмильевича, Милько Александра Николаевича, Большакову Татьяну Михайловну, Сахарову Наталью Васильевну и др.
За время работы ВУЗа на нашей кафедре работали многие выдающиеся и известные художники-педагоги, которые внесли свой значительный вклад в общее дело развития творческого образования наших студентов. Кроме тех, кто уже были названы – это: Попов Игорь Александрович – известный живописец, Народный художник России, Арсеньев Аркадий Борисович – график, Народный художник РФ, Яушев Р.И. – Народный художник РФ, Ишин А.В. – Народный художник РФ, Кубарев В.Г. – Заслуженный художник РФ, лауреат Премии Ленинского комсомола, Столяров В.П. – Заслуженный художник РФ, Шуршин Г.В. – Заслуженный художник РФ, Коротков Н.Н. – Народный художник РФ, а также Коржева А.Г., Лотова И.Н., Дубов А.И., Чернышов А., Кудрявцева С., Сукоян В., Смирнов А.Е.
О некоторых из них следует сказать особо:
Игорь Александрович Попов из-за болезни работал на кафедре недолго. Но его вклад в поколение наших первых выпускников неоценим. Он великолепно умел ставить перед студентами учебно-творческие задачи. Делал он это, прежде всего, за счет умения фантастически интересно ставить учебные постановки, особенно постановки натюрмортов, работая над которыми студент не мог уклониться от решения учебно-творческих задач. Эти задачи были вдохновенно сформулированы, нередко в форме парафраз из истории изобразительного искусства и предлагали студенту посоревноваться с тем мастером и с той эпохой, которая так наглядно представлена в самой постановке, так напоминает об этом времени.
Аркадий Борисович Арсеньев, который взял на себя труд создания учебно-творческой мастерской станковой графики, после чего кафедра приобрела нынешнее название – «Кафедра живописи и графики».
Александр Владимирович Ишин, который одно время даже был ректором ВУЗа. Изначально у него была мечта открыть на кафедре отделение монументальной живописи, чтобы включать наших выпускников в осуществление дизайнерских средовых проектов. Но так как федеральные учебные стандарты не предусматривали такой возможности, он решился на создание кафедры дизайна среды и добился этого.
Рустам Исмаилович Яушев, который много сделал для развития эстампа в графической мастерской.
И, наконец, нужно сказать о позитивной организующей роли Олега Николаевича Лошакова, который с середины 1996\97 учебного года и до осени 2020, с небольшими перерывами, был заведующим кафедрой, сыграл консолидирующую роль в ее коллективе, много сделал для разработки дополнительных учебных программ, призванных ликвидировать дефициты знаний и умений у студентов, развивать в них творческое начало.
Эти программы можно перечислить:
«Первые девять недель обучения на первом курсе в специализированном ВУЗе», которая состоит из трех частей:
1.»Отношения, пропорции и связи в рисунке»;
2. «Тональные и цветовые отношения в живописи»;
3. «Наблюдение жизни, зарисовки с натуры и композиция».
Программа по композиции создана вместе с А.В. Ишиным, который сформулировал «идеологию» программы.
На кафедре введен ознакомительный курс скульптуры для первого и второго курсов, который очень помогает студентам в понимании пространственных характеристик формы предметов на уроках рисунка. Особенно полезно это оказалось для студентов с детским церебральным параличом.
Преподаватель скульптуры согласовывает свою программу с кафедрой.
В дополнение к основной программе по композиции Лошаковым О.Н. разработана программа, озаглавленная «Абстрагирование и формальная композиция в живописи», которая предлагает студенту соединить опыт натурной работы с посильным абстрагированием и копирование с репродукций произведений выдающихся западноевропейских и русских художников разных времен, что дает студентам возможность понять – абстрагирование и формальная композиция являются непременными условиями изобразительного искусства разных исторических эпох, в том числе современного реалистического искусства.
На кафедре действует факультатив по керамике и компьютерной графике.
Для углубления понятий студентов о конструкции формы в пространстве в рисунке введена программа «Краткосрочный композиционный рисунок». Педагогами созданы три разных программы под этим названием.
Кафедра делает все, чтобы учеба в РГСАИ открывала для выпускников как можно больше возможностей для активной самостоятельной творческой жизни.
loshakov_oleg_nikolaevich.6._bolshoi_korabl._1981g._h.m._90h140_2000px.jpg polienko_ivan_.avtoportret_na_fone_kartiny_2005-2006_hm_165h185_2000px.jpg
Изображения в публикации:
Кузьмин Роман. Ханский дворец в Бахчисарае. 2016, холст, масло, 90х80
Лошаков Олег. Большой корабль. 1981, холст, масло, 90х140
Полиенко Иван. Автопортрет на фоне картины. 2005-2006, холст, масло, 165х185