В основу масштабного исследовательского проекта положена методика европейского просветителя XVII века Яна Амоса Коменского, создавшего энциклопедический труд «Мир чувственных вещей в картинках» (1658). Задача организаторов - через произведения художников начала XXI века отобразить многообразие окружающего мира, исследовать современный арт-процесс.
Творческий Союз художников России, Поволжское отделение Российской академии художеств, Московский Союз художников при поддержке Министерства культуры России.
НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, Саратовский областной Дом работников искусств, СХУ им. А.П.Боголюбова, Музей актуального реализма (г. Тольятти), Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи (г. Саранск), Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (г. Казань), Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых (г.Киров) при поддержке органов власти субъектов РФ: министерства культуры Саратовской области, администрации г.о.Тольятти Самарской области, министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия, министерства культуры Республики Татарстан, министерства культуры Кировской области.
Проект реализован на средства гранта ООГО «Российского фонда культуры», предоставленного в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура»
Руководитель и автор проекта – Константин Худяков, вице-президент Российской академии художеств, академик и член президиума РАХ, председатель Поволжского отделения РАХ, президент Творческого Союза художников России.
Можно ли сегодня проиллюстрировать хрестоматийный труд Коменского работами современных российских художников? Вспомним афоризм из его труда «Великая дидактика»: «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят». Любая эпоха отличается своеобразным пониманием природы вещей, их сущностью, ролью и значением. Старые аксиомы пересматриваются, формулируются новые истины.
И сегодня на привычном предмете следует остановиться, чтобы уяснить его смысл. Предметы-объекты можно взять из «списка Коменского» хотя бы для того, чтобы сопоставить понимание одних и тех же вещей.
В 2020 году в формате проведения выставки-конкурса рассматривались произведения на следующие 10 тем-объектов: Механизмы и приборы, Оружие, Игрушки и куклы, Колесо, Средства перемещения, Дом, Город, Интерьер, Отражения, Крылья.
В конкурсе приняли участие представители из 20 регионов России, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, 11 регионов Приволжского федерального округа, приглашенные художники с Юга России (Ставрополя, Краснодара, Новороссийска, Владикавказа), Калининграда, Эстонии. Стратегически важной задачей является исследование современного арт-процесса и актуализация новаторских художественных практик.
Руководителем проекта К.В. Худяковым и Экспертным советом рассмотрено более 600 заявок от художников, более 5000 произведений (живопись, графика, скульптура, цифровое искусство, фотография). Экспертным советом и жюри в данный проект отобрано более 600 работ в арт-энциклопедию, 250 - в передвижную выставку (Москва-Саратов-Тольятти-Саранск-Казань-Киров).
В Москве в формате открытия выставки планируется вручение Дипломов лауреатам Премий РАХ и ТСХР имени Э.Н. Дробицкого (4 премии), впервые учрежденных в 2020 году по инициативе Творческого Союза художников России. Уже в пятый раз будут вручаться Дипломы лауреатам Премий РАХ и ТСХР имени И.Е.Репина (4 премии).
Премии конкурса «Против течения» были инициированы Поволжским отделением Российской академии художеств, Творческим Союзом художников России и Музеем актуального реализма (г. Тольятти) в целях поддержки талантливых авторов. С 2014 года в финансирование проекта включились органы исполнительной власти регионов: Премии К.С.Петрова-Водкина финансирует Правительство Саратовской области (2014, 2016, 2018, 2020), Премии Н.И.Фешина — Правительство Республики Татарстан (2014, 2016, 2018). Премии имени Ф.В.Сычкова (2018, 2020) учредило (совместно с РАХ) и профинансировало Правительство Республики Мордовия.
В экспозицию выставки в Москве отобраны работы художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Краснодара, Ижевска, Пензы, Чебоксар, Уфы, Ульяновска. Более 70 художников представят более 100 работ. Передвижная выставка по мере продвижения по заявленному маршруту будет пополняться работами художников из Саратова, Пензы, Ульяновска, Тольятти, Самары, Саранска, Казани, Кирова.
НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ в лице руководителя Н.В.Толстой и научных сотрудников института совместно с организаторами проекта ТСХР и Поволжским отделением РАХ провел аналитическую работу, в результате которой в 4 томе арт-энциклопедии будут представлены статьи-исследования по 10 темам-объектам.
По договоренности с Вятским художественным музеем имени В.М. и А.М. Васнецовых музей предоставляет из своего собрания произведения братьев Васнецовых для размещения в арт-энциклопедии и в экспозиции передвижной выставки в г. Кирове. Произведения Васнецовых будут представлены в каждом тематическом разделе арт-энциклопедии, подготовлена статья на тему совместного выставочного проекта.
30 июля в 15.00 в пространстве экспозиции выставки «Красные ворота/Против течения» (в зале МСХ, Кузнецкий мост, 11) планируется Круглый стол по проблематике современного академического искусства, его роли в нравственном и эстетическом воспитании, вопросам взаимодействия с новейшими художественными практиками. Приглашаются к разговору члены экспертного совета РАХ, арт-критики, кураторы, участники выставочного проекта.
Убедительная просьба!
При посещении общественных мероприятий обязательно иметь при себе средства личной защиты: маски и перчатки!