Творческие горизонты Анатолия Кияйкина

Творческие горизонты Анатолия Кияйкина
17-26 октября 2017 года
Открытие выставки: 18 октября в 18.00

maket_afishi_1sayt.jpg Живописец и график заслуженный художник России Анатолий Иванович Кияйкин принадлежит к числу тех мастеров, чьё творчество падает на сложный период развития отечественного искусства рубежа XX–XXI веков, отмеченный кардинальными изменениями в мировоззрении соотечественников, трансформацией социокультурных ценностей, многообразием творческих концепций.
А.И. Кияйкин родился в 1962 году в городе Саранске, в 1982 году окончил СХУ им. Ф.В. Сычкова, в 1994 году – МГАХИ им. В. И. Сурикова по мастерской члена-корреспондента АХ СССР, Народного художника РСФСР Ю.К. Королёва.
С 1985 года А. И. Кияйкин – участник более 100 выставок различного ранга. За эти годы он заявил о себе как художник многогранный.
Исторический жанр – магистральная линия его творчества, которая обозначилась сразу, в начале творческого пути. Он – один из немногих авторов, для которого интерес к истории становится возможностью по-новому, с позиций современности осмыслить прошлое России.
Одной из самых заметных исторических картин является полотно художника «Ферапонтово. Никонов Крест». Возведение Святого Креста посреди вод Бородаевского озера – символ несгибаемости человеческого духа, укреплённого Православной верой. Этот холст открывает серию задуманных автором полотен, посвящённых патриарху Никону. Широкую известность получил его графический триптих «Победа. Не в силе Бог, но в правде. Псков. 1242 год. 5 апреля», в котором художник даёт авторскую трактовку событий времён Александра Невского: он рассматривает их как результат столкновения разных духовных ориентиров, заданных традиционной для каждой из сторон верой.
В унисон историческим произведениям А.И. Кияйкина звучит тема памяти, но уже памяти рода, семьи в графическом триптихе «Звуки моей Родины»: в нём мастер поэтизирует повседневную деревенскую жизнь, придавая ей иной, более значимый масштаб измерения. Крупный живописный холст «Пора спелых вишен. Мокшанки» ярко продемонстрировал, как художник, достигая необходимой степени обобщения, выходит за пределы простого бытописательства в план философского размышления о жизни, её вечном движении.
Творческие горизонты мастера широки. Ему свойственно обращение не только к жанрам исторической и тематической картины, но и к пейзажу, портрету, натюрморту, интерьеру. В его картинах ярко выражается свойственное классике целостное видение мира, в котором ничто не только не существует в отрыве друг от друга, но, напротив, оказывается во взаимодействии. Косвенно свидетельствует об этой творческой установке автора его тяготение к многочастным композициям, позволяющим ему раскрыть необъятность координат пространства и времени, в которых существует жизнь.
В его пейзажах мир предстаёт как диалог-согласие: в них нет противопоставления человека и природы, природных катаклизмов. Лирическим настроением проникнута работа «Мелодия длинных теней», романтичны пейзажи пентаптиха «Один день из жизни Солнца на реке Мста», спокойствием веет от холста «Старая Академичка». Тот же эмоциональный строй окрашивает его натюрморты, интерьеры, «ню». Иное качество приобретает диалог в большинстве портретов ‒ «Елена», «Людмила. Портрет на красном», «Портрет искусствоведа Оксаны Казаковой-Турбаевской», «Мокшанка из деревни Красновка. Портрет матери». Их образы в разной степени напряжены, подчас драматичны в своей эмоциональной основе. Глубокое насыщение образов эмоциями находит отклик в душе зрителя.
Творчество Анатолия Кияйкина – свидетельство подлинной зрелости художника, когда творческие горизонты продолжают шириться, а обретённая мудрость определяет к ним путь.

Искусствовед, доктор культурологии
О.Г. Беломоева

А.И. Кияйкин: Моб. тел.: +7-905-009-46-23
Е-mail: kiyaykin@bk.ru
http://vk.com/id205853683
100004699057426@facebook.com

Поделиться:
Подписаться на рассылку