В рамках экспериментальных мастерских ТСХР откроется выставка «EXPERIMENT»

С 14 по 28 ноября 2023 года в Галерее «Тоннель» РГХПУ им. С.Г. Строганова пройдет выставка секции «Арт-фото» Творческого союза художников России «EXPERIMENT», реализуемая в рамках экспериментальных мастерских ТСХР при поддержке Минкультуры России.

banner.jpgИсконное значение слова experiment в латинском языке указывает на «риск». Риск связан с неопределенностью разрешения ситуации, поскольку в существующих обстоятельствах творческая личность, проявляющая волю к пробам и поиску, не имеет возможности получить достоверные знания о благоприятном исходе затеянного предприятия.

В искусстве эксперимент связан с изменением художественных традиций, ломкой стереотипов. Экспериментальное творчество включает в себя изучение и мобилизацию неосвоенных ресурсов искусства, целенаправленное опробование его границ, художественное исследование выявляемых эстетических возможностей. Такого рода деятельность привлекательна для тех, кто не боится ошибок: «Эксперимент предполагает готовность искусства к поиску, даже к ошибкам ради того, что еще не существует». (Парис Пави, Словарь театра).

Эксперимент провоцирует интеллект и эмоции на поиски нового способа жизнеобоснования и новые методы творчества, на преодоление собственной ограниченности. Тяга к эксперименту — это и индивидуальная черта характера и ценный ресурс.

Сегодня мы живым в эпоху цифровых и компьютерных технологий. Это затронуло практически все области деятельности человека, в том числе и фотографию. Развитие цифровой фототехники непосредственно связано с развитием компьютеров, и это же определяет ее основное преимущество — получать изображение на экране буквально через несколько секунд после съемки. Кроме того, полученные файлы изображений, позволяют с легкостью копировать их использовать при дальнейшей обработке изображения. Применение графических редакторов позволяет не только улучшать качество, но и трансформируя и преображая изображения, использовать их уже в новом художественном формате.

Компьютерное (цифровое) искусство продолжительное время считалось чем-то чуждым и незаконным. В первую очередь этот скептицизм относился к фотографиям, обработанным в специальных программах, и исходил от сторонников чистого «природного» фотографирования. Фотоискусство изначально имело множество антагонистов и с трудом завоевывало право занять свое место в кагорте изобразительных (пластических) искусств. Искусствоведы и приверженцы классических видов изобразительного искусства долго спорили о том, что фотоизображение не может передать эмоций живописных картин и графических листов.

Спустя десятилетия, фотоискусство все же вошло в зал почитаемых пластических искусств, а вот «война» не прекратилась. Теперь споры начали происходить уже на почве технологии создания фотографии. Любое новое технологическое решение снова воспринималось в штыки.

Традиционное искусство с конца 18-го века практически не развивалось и достигло своего совершенства в технике. С тех пор практически ничего не изменилось – те же кисти, холсты, пигменты и масло, пусть и сделанные по современным технологиям. И с большой долей вероятности ничего нового уже не появится. Оцифрованное искусство только начинает свое становление и его развитие ограничено только техническим прогрессом всего общества.

Сейчас компьютерное или графическое искусство – это деятельность творческая, основу которой составляют цифровые технологии, а результат – художественное произведение. Понятие компьютерного искусство стало более широким и связано как с фотографией, так и цифровой живописью - создание полноценного изображения только посредством графических программ.

Цифровые технологии позволяют изменять изображение, что приводит к созданию фотографии в новой художественной стилистике. Преобразование фотографического изображения позволяет создавать произведения абсолютно другой художественной структуры. Фотохудожник, подготавливая снимки к публикации, действуя творчески или используя стандартные методы, приводит изображение к виду, соответствующему техническим возможностям репродуцирующего процесса, при максимальном сохранении идеи изображения.

Любое искусство, и цифровое искусство в том числе, самодостаточно и самоценно, оно возникает как итог поисков, экспериментов автора. С помощью цифровых технологий фотохудожник, занимающийся компьютерным искусством, создает иную реальность. Фотографические элементы выступают в качестве атомов, создающий новую модель мира. Используя программные средства, художник создает новое пространство. Это всего лишь игра с изображением, это полет фантазии, нечто вне реальности.

Становление нового жанра в фотографировании напрямую связано с развитием компьютерных технологий и несомненно обогатило функционал фотографов. А использование генеративного ИИ сделало возможным решение более сложных художественных задач и еще больше расширило диапазон творческих возможностей. Цифровое искусство позволило больше не привязываться к существующей реальности. Фиксация нашей реальности – главное достоинство фотографии, но графические редакторы позволяет художнику саму создать новую реальность. Цифровое искусство – это баланс между традиционной живописью и фотографией и оно имеет место быть.

Участники:

Галина Болоцких, Мария Вяжевич, Серж Головач, Евгения Грош, Александр Иванников, Роман Инкелес, Ольга Казанцева, Виктор Калинин, Мария Калинина, Максим Киреев, Андрей Коллеров, Галина Кузнецова, Константин Марков, Оксана Поварова, Сергей Савельев, Сергей Селицкий, Александра Соколинская, Сергей Толмачев, Алексей Филоненко, Константин Худяков и Ирина Чеп.

Руководитель экспериментальных мастерских ТСХР: Константин Худяков

Руководитель и автор проекта: Максим Киреев

Фоторепортаж Ольги Казанцевой с открытия выставки.

Поделиться:
Подписаться на рассылку