Бесконечные пути Художников-Пилигримов

Сразу две выставки мастеров Творческого союза художников России (ТСХР) открылись в Камчатском краевом художественном музее (город Петропавловск-Камчатский): юбилейная фотовыставка "Времена года. Природа Камчатки" замечательного фотохудожника Владимира Бондаренко, и уникальная в своём роде экспозиция плавучего музея старинной поморской лодии "Пилигрим", совершающей Кругосветное плавание и пришедшей своим маршрутом на Камчатку со стороны Аляски (США), художников Александра и Сергея Синельников.

Так творческие пути художников-пилигримов, извечных странников по временам и пространствам искусства, встретились, отражая сегодняшние результаты их поисков, чтобы попытаться открыть глаза и души зрителям - гостям выставок - и приобщить их к своему неутомимому путешествию не имеющему границ и окончания.

12-viistavka-musej-img-2022-0805_15.jpg

НЕСЛУЧАЙНОСТИ
Деревянная лодия "Пилигрим" билась с ледяными волнами на своём Кругосветном пути уберегая в своём чреве и людей, и картины - творческие искания - всё приближаясь к берегам родной России, к Камчатке, оставляя позади двухлетние, неимоверной тяжести труды в Северной Америке: плавания по морям, рекам, озёрам и каналам её, и волок - пересечение США - впервые в мировой практике парусного деревянного исторического мореходства. А в это же время фотохудожник Владимир Бондаренко складывал волшебную мозаику выставки своих работ за многие годы экспедиций по Камчатскому краю, отмечая временной юбилей в четверть века творческих поисков.
Пилигримы-художники встретились в залах музея - они не могли не встретиться! - ибо случайностей не бывает, а тем более, в искусстве…

19-viistavka-bondarenko-snl-img-2022-0810-21.jpg

СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ как ПОМОЩЬ В ВЕРБАЛИЗАЦИИ ВИЗУАЛЬНОГО
Истинные художественные произведения, как открытия новых образов в искусстве, выходят из пространственно-временного континуума и оказываются носителями своего собственного - эпохального - течения времени, потому их можно соединять друг с другом и компоновать в выставочной экспозиции не сообразуясь с хронологией, или с какими-то мимолётными интересами и требованиями, и только с одной целью: выстраивания целостной смысловой тематической картины. Фотохудожник Владимир Бондаренко, создавая образ своей юбилейной выставки 2022 года, выбрал условные пять частей, пять разделов, как пятичастное построение сюжета классического произведения, оставляя, впрочем, самому зрителю ощущение встроенной в экспозицию фабулы, а следовательно, выбор пролога, развития, столкновений характеров, кульминации и эпилога - выводов, которые уносит с собой вдумчивый зритель выставки.

19-mosaic-1-img_8057-bondar.jpg

Так, можно, если искать именно классические построения, ощутить, что автор вводит зрителя в свой образный мир разнообразной коллекцией снимков "Времён Года": сорок шесть работ становятся прологом, развитием тематик, готовят взор и душу к общению с искусством фотографии, дают возможность выбора того направления, которое затем отзовётся самым глубоким волнением, тем, которое в данный момент, в данном состоянии подсознательно выбрал зритель для себя. И удивительно, что своим мастерством фотохудожник предоставляет разные возможности для этого зрительского выбора: в зависимости от вашего сегодняшнего настроя вы изберёте в качестве главной фабульной основы или утончённую красоту природных тонов и линий, или гармонию и азарт движений свободных животных, или осторожность общения с природой фотомастеров, или противоречивость открытого пейзажа, или строгие напоминания хрупкости природной красоты переданной Человеку в вековечное управление.

2-img_3469_f_ur70_au_k_nas_ch_k_ac_at_ch_sv_soch.jpg

Тогда "Времена Года" становятся условным "исходным материалом" для формирования вашего личного сюжета духовного путешествия по фотовыставке: если сейчас отозвалась душа на зафиксированные мастером гармонии красочных и тоновых соотношений, то кульминацией чувств для вас станет знакомство с "Лебединым Царством" - удивительные сцены поведения прекрасных птиц, их соотношение с окружающим миром, когда возникает вдруг вопрос: "А что красивее - грациозные лебеди или природа вокруг них?" Этот уникальный по своей философской сути вопрос фотомастер Владимир Бондаренко смог талантливо поставить именно визуальными средствами, не вербализуя своё открытие даже в названиях работ, а значит, не насилуя мнение и внимание зрителя, демонстрируя к гостям выставки такое же бережное отношение что и к дикой природе, с которой он общается поистине на сакральном уровне в своих экспедициях.

1-img_0409f_raz.jpg

Если ваша душа в сегодняшнем визите на фотовыставку отозвалась на тонкие, намеченные буквально "кончиком пера", намёки на особые профессиональные подходы к профессии фотохудожника, стоящего лишь на пороге Мира Природы, но не внедряющегося в неё, не вмешивающегося в вековечно устоявшуюся гармонию природных феноменов, тогда ряд снимков, предложенных Владимиром Бондаренко приведёт вас самого в фотокружок к мастеру, и тогда вы вместе с ним отправитесь на поиски уже своих собственных образных открытий в необозримом Камчатском крае. Прекрасный путь!

19-mosaic-1-img_0409f-raz.jpg

Если вы сегодня отозвались на удивительный и загадочный мир животных - их свободу и непосредственность, их проблемность и таинственность - тогда и "Лебединое" и "Глухариное" царства станут кульминацией волнений, источником вопросов и даже доброй зависти: "Как фотохудожник сумел подсмотреть такое? Как ему удалось "договориться" с птицами, с животными, чтобы те изрядно попозировали ему для выбора лучшего ракурса, лучшей фазы, максимальной гармонии момента!?"

Если ваша зрительская строгость сегодня определяюща, тогда главными контрапунктами фотовыставки станут философские реперные точки, предлагаемые автором, и основным для вас станет поиск ответа на вековечный вопрос не имеющий, на самом деле, ответа: неизбежны или нет экологические проблемы в общении с природой? где находится Человек в отношении к Природе: "Человек в Природе" или "Природа в Человеке", а может, "Человек и Природа"? Фотохудожник Владимир Бондаренко для себя выбирает первый вариант и это его право, как и право зрителя выбрать своё: визуальный образный массив выставки позволяет это вполне.

8-img_0104f_k_ur200_u_yak_st_sv_u_m.jpg

Вне всяких сомнений, докучливый зритель найдёт для себя на выставке "Времена года. Природа Камчатки" и пищу для указания на авторские сомнения и недочёты, на некоторые повторы и недосказанность, на досадную зависимость от любимого хода и неоднозначность графических решений, только это будут некие промежуточные ощущения, по ходу вашего движения по залам музея. Но есть то сокровенное итоговое впечатление, которое формируется на выходе, после прочтения всего многообразия сюжета, предложенного фотохудожником Владимиром Бондаренко, и тогда, вглядываясь в себя - зрителя - с удивлением оказываешься вновь на входе в Камчатский краевой художественный музей и обнаруживаешь острое желание ещё и ещё раз пройти по выставке, ещё и ещё раз пережить это чудо открытия, казалось бы, давно переоткрытой сотни-тысячи раз Природы, которое фотохудожник делает всякий раз когда нажимает на спуск фотоаппарата замирая перед встретившимся чудом в своей новой экспедиции.

19-mosaic-1-img_8621f-k-ur8.jpg

ПЕРВАЯ и ШЕСТНАДЦАТАЯ СТРАНА в КРУГОСВЕТКЕ "ПИЛИГРИМА"
Когда в 2017 году поморская лодия "Пилигрим" уходила в своё Кругосветное плавание в западном направлении неся в себе уникальное социокультурное образование: плавучий музей художественных произведений мастеров Творческого союха художников России (ТСХР), то ни Главный художник проекта Александр Синельник, ни даже капитан судна Сергей Синельник - оба заслуженные путешественники России - не знали и не могли знать: в скольких странах мира и сколько раз будут выставлены экспозиции: графика и живопись, модели и диарамы музейного качества, представляющие старинное северное русское поморское судостроение и деревянное зодчество, образцы народных промыслов.

12-viistavka-img-2022-0810-23.jpg

12-viistavka-img-2022-0726-10.jpg

И вот в 2022 году, после долгих пяти лет странствий, уставший "Пилигрим" вернулся в родные российское воды, пришёл на Камчатку с востока, из Аляски, и оказалось, что Россия стала первым - стартовым - экспозизиционным полем плавучего музея, и теперь - шестнадцатым, так как в пятнадцати других странах планеты по ходу Кругосветки работали выставки приносимые зрителю, словно из глубины веков, старинным деревянным парусным поморским русским судном.
Как же могло столь хрупкое - всего-то в два пальца толщины бортов - судёнышко, всего-то в тринадцать метров длиной, с прямыми, древнего устройства и покроя, парусами, с тяжёлым рулём-бревном и без какой-то механизации пройти эти 230 градусов земного шира из 360-ти: всё Западное полушарие и ещё "кусочек" Восточного, по Атлантическому и Тихому океанам?
И не просто пройти маршрут в 17 тысяч морских миль по морям-океанам, рекам, озёрам и каналам, а и выставить и показать уникальный плавучий музей в пятнадцати странах более чем 260 тысячам зрителей!

16-viistavka-img-2022-0810_04.jpg

Ну, не чудо ли?
И в самом деле чудо! Но оно стало реальностью именно потому что хрупкая поморская лодия "Пилигрим" шла по планете Земля как раз с этой высокой социокультурной, гражданской и патриотической целью - принести зрителям других стран художественную экспозицию из России. Очевидно, если бы "Пилигрим" не был плавучим музеем, то никаких бы этих тысяч морских миль Кругосветки не состоялось бы: высокая цель не просто облагородила плавание, превратила его из банальности спортивно-технического похода в феномен общечеловеческой культуры, взаимного духовного интереса и живого общения разных народов, но и берегла нежное судёнышко от невгод и несчастий. Так доброта устремлений из словесных формулировок и чистых позывов человеческой души стала реальностью выполненного огромного дела, непредставимого даже в самых ярких мечтаниях для подавляющего большинства зрителей.

19-viistavka-img-2022-0810-04.jpg

ОСТАТКИ СЛАДКОГО ПИРОГА
Дотошные зрители Петропавловска-Камчатского - жители и гости Камчатского края - на самом деле могут и обидеться на художников - участников Кругосветных плаваний плавучего музея - старинной поморской лодии "Пилигрим": после странствий вдоль берегов Аляски до Камчатки добралась лишь малая часть той обширной выставочной коллекции, которая формировалась на старте. Очевидно, что с подавляющим количеством своих работ члены Творческого союза художников России (ТСХР) Александр и Сергей Синельники расставались на выставках, на встречах со зрителями, с представителями русской диаспоры в США - в этом же суть творческой работы: результаты труда должны уходить к людям, оставаться частичкой души мастера в новом доме, в новом месте, общаться с новыми людьми в новой эпохе. Общее количество подаренных и проданных работ не вычисляется: наши художники весьма далеки от счетоводства. Пополнить же коллекцию в ходе тяжелейшего и опаснейшего плавания в 2000 миль от Хомера (Аляска) вдоль бесконечной цепочки Алеутских островов до родных Командор и Петропавловска-Камчатского нереально - это же понятно! - но и на Алеутах (!) художественные работы уходили с плавучей экспозиции "Пилигрима" в качестве подарков и на продажу - и это, конечно же, очевидно и не удивительно! Интерес к старинной поморской лодии, пришедшей из далёкой России своим ходом, огромен во всех странах мира куда лодия уже добралась. И, просим иметь в виду: Кругосветка "Пилигрима" ещё не заканчивается!

19-route_plan_all-2022-piligrim-for-banner-05.jpg

Работа художника на борту старинного парусного судна в ходе живого плавания весьма специфична: масса впечатлений, когда рука и душа просятся делать и делать зарисовки, наброски, эскизы, и, здесь же, под боком, масса текущих забот жизнеобеспечения; эти массивы одинаково огромны и настолько объемлющи, что сделать и то и другое одновременно не получится никак. Потому художник вынужден накапливать и накапливать в себе приходящие в море, у берегов, со всех сторон в ходе плавания образы, впечатления, эмоции, открытия, и лишь некоторые - основные - закладывая в набросок, в эскиз, неизбежно превращая, таким образом, мозг и душу в эдакий паровой котёл всё набирающий и набирающий внутри давление и не имеющий выпускного клапана до поры возвращения художника в свою мастерскую; и только тогда поток вырвавшихся на свободу впечатлений превращается в полновесные работы. Такой стиль творческой работы художника-пилигрима - это его тяжкий крест и одновременно неописуемое удовольствие, далеко не каждый мастер выбирает такой путь, но наши художники Александр и Сергей Синельники давно и сознательно встали на него и пока не собираются сходить на иные пути в искусстве.

19-viistavka-museum-img-2022-0810-13.jpg

Как было бы хорошо, если бы наши пилигримы работали в одной технике - например, в графике: рисуй на плоскости, закладывай листы на аккуратное хранение в надёжные папки на борту плавучего музея - и всё тут - ан, нет!: хотя братья Синельники и состоят в секции графики Московского отделения ТСХР, но работают в разных техниках и выбрали для себя и реализуют весьма разные творческие интересы. Александр Синельник называет себя "графиком" осторожно, и хотя совсем недавно - весной 2022 года - оформил и выпустил свою очередную книгу о странствиях художника-пилигрима "Песчаные замки или Собиратели пустынь" - но в равной степени работает и в живописи, и в скульптуре, и высококлассно моделируя, показав свежие работы на двух выставках в родном Уральске и в старинном Угличе на "Золотом кольце России".

snimok_ekrana_2022-10-10_v_21.33.46.png

Сергей Синельник выбрал для себя в качестве приоритетной технику предметного моделирования: он увлечён образцами старинного древнерусского судостроения и деревянного северного зодчества, вот откуда появился этот образ - удивительная поморская лодия "Пилигрим" - плавучий музей идущий и Вокруг Света, и по невидимым морям-океанам бескрайнего Искусства.
Очевидно, что в коллекцию попадают ещё и работы мастеров народных промыслов: сувениры, игрушки, поделки из разных уголков России. Всё это осталось в пятнадцати странах мира по маршруту Кругосветки "Пилигрима".

snimok_ekrana_2022-10-10_v_21.34.05.png

Удивителен феномен рождения образов у художника-пилигрима, а впрочем, это тайна искусства вообще: и в самом деле, как получается, что художник смотрит на бетонные джунгли города, а рисует великолепный воздушный пейзаж нетронутой цивилизацией природы; или сидит художник в степи, а на холсте у него "синего моря девятый вал". Так и в морском плавании на "Пилигриме" окружающие Александра Синельника виды становятся лишь поводом, "исходным материалом", основой для воображения и для седьмого чувства - чувства прекрасного - и тогда на бумаге рождается образ встречи деревянной парусной лодии с гигантами-китами, которые всплывают из глубин посмотреть на чудо пришедшее из XVIII века, с которым общались триста лет назад их предки - киты бабушки и дедушки; или вдруг вырастают у художника неведомые крылья и возносят его в небо, и тогда парит он над своей парусной лодьёй вместе со свободными альбатросами и видит невообразимое морское пространство от горизонта до горизонта. А звуки моря, а запахи океанские, а рассказы бывалых моряков из твоего экипажа? - как они вдруг перерождаются в графические и красочные образы на картинах? Неведома эта тайна, счастлив художник вытаскивающий её на свет из глубин души своей, счастлив зритель приобщающийся к миру Искусства увидевший работу на выставке. Неведом, всемогущ и бесконечен этот круговорот во Вселенной.

19-viistavka-pasenjuk-img-2.jpg

Выставка "Пилигрим: художник в Кругосветной экспедиции" в Камчатском краевом художественном музее, открытая по приходу поморской лодии на Камчатку в конце июля 2022, представляет то настроение творческой борьбы и исканий, сомнений и находок, которое дарит мастеру настоящее морское плавание, его невзгоды и опасности - порой, смертельные. Листы Александра Синельника и модели его брата Сергея ещё и ещё раз подчёркивают нескончаемое богатство духовного источника новых образов, впечатлений, эмоций, переживаний, чувств, которое получают Художники-Пилигримы в своих походах по свету, по моря-океанам, по степям и пустыням, чтобы там своими работами парадоксальным образом перебрасывать мостики из одного мира в другой, из одной эпохи в другую, из одной человечьей души в соседнюю. И расстаётся зритель с выставкой с новой мечтой вдруг обнаруженной в себе: самому отправится в плавание на "Пилигриме", самому прикоснуться к этим чудесам похода на старинном деревянном парусном судне эпохи XVIII века, чтобы чуть больше понять себя самого. Благо, такое возможно: это сейчас пока подошли осень и межсезонье, и лодия отдыхает на берегу в порту Петропавловска-Камчатского, но вернётся весна и придёт лето следующего года и "Пилигрим" вновь поднимет паруса, чтобы выйти в океан.

Так, встречаемся же на борту поморской лодии "Пилигрим": и сейчас, пока она дремлет на берегу радуясь каждому визиту гостей на свою скрипучую палубу, и весной, когда начнутся работы на борту, и затопают по доскам многочисленные мастера деревянных и железных дел ремонтируя судно, готовя его к новому спуску на воду, и тогда понадобятся десятки-сотни новых рук желающих помочь продолжению Кругосветного плавания. А пока рисуем, пишем, мечтаем и решаем куда направит свой курс деревянная красавица-лодия, и ходим на выставки художников Александра и Сергея Синельников, приобщаясь к большому красивому делу.

19-viistavka-img-20220805-18.jpg

Камчатский краевой художественный музей до 05 октября 2022 показывает выставку "Пилигрим: художник в Кругосветном плавании". График работы музея на официальном сайте www.kamartmuseum.ru

Фотовыставка "Камчатка. Времена года" Владимира Бондаренко переехала в Дом писателей Петропавловска-Камчатского на ул. Советской, 4. Там, в залах "Центра творческого развития и гуманитарного образования" разместились 26 произведений мастера. Экспозиция будет открыта до 30 октября 2022.

Ну, а неутомимые Художники-Пилигримы - члены Творческого союза художников России (ТСХР) готовят свои новые выставки в городах росийских и по всему миру - а по такому поводу скажем только одно: до новых встреч!
_____________________

Дарья Ростопчина
искусствовед Творческого объединения - Студии Microplan
Фонд кругосветных экспедиций (ФКЭ)
© - Microplan - 2022

19-viistavka-muzej-img-2022-0810-20.jpg

Поделиться: