Проект направлен на развитие современного искусства в тесной связи с культурным наследием региона. Он призван актуализировать аспекты культурных взаимосвязей разных народов в прошлом, настоящем и будущем, акцентировать внимание на архаичных истоках некоторых новых веяний в искусстве, вовлечь объекты культурного наследия в орбиту современного арт-процесса.
Проект будет реализовываться в течение этого года на различных культурных площадках смоленского региона.
В собрании Смоленского государственного музея-заповедника хранится уникальный экспонат - амфора-корчага, обнаруженная в 1949 году в одном из курганов Гнездовского археологического комплекса. Этот глиняный сосуд был разбит при погребении человека и символизировал конец жизненного пути. В его верхней части процарапана надпись на кириллице - «горо(у)хща». Существует несколько версий ее прочтения: горчица (горчичное семя/масло); горючее (некое горючее вещество); Гороуна - мужское имя (возможно, имя владельца амфоры). Исследование показало, что она сделана в первой четверти X века и является самой древней надписью на кириллице на территории России.
Таким образом, гнездовская корчага - это своеобразный символ русской письменности, ее памятник и исток. Именно этому археологическому объекту и посвящен арт-проект «Корчага всякого».
«По прошествии многих веков гнездовская корчага приобрела новые символические и метафизические значения. Это своеобразная капсула времени, хранилище памяти и накопитель информации, - пояснил куратор проекта Эдуард Кулёмин. – Художникам было предложено использовать данный исторический артефакт в качестве объекта приложения творческой фантазии, наполнить его архаичную форму новым метафорическим содержанием».
Знаковым элементом события стала конструкция из дерева и металла (автор Алексей Гонтов), которую установили во дворике Музея скульптуры С.Т. Коненкова. У подножия своего арт-объекта художник вскопал клумбу в форме амфоры и засеял ее зернами горчицы.
Художник Александр Волков устроил динамичное шоу, выпиливая бензопилой из древесных фрагментов абстрактные конструкции. Его перформанс назывался «Утраты и приобретения».
Живописная часть арт-проекта «Корчага всякого» представлена работами художников из Студии тотального творчества, которые экспонировались в одном из залов музея, удачно сочетаясь со скульптурами Коненкова. Здесь в интерпретациях современных авторов образ глиняного сосуда претерпевает как цветовые, так и формальные изменения.