В Галерее современного искусства ГМИИ РТ проходит выставка «ЧелоВече» экспериментальной творческой мастерской ТСХР

В Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан экспонируется выставочный проект «ЧелоВече», реализуемый в рамках экспериментальных творчески мастерских ТСХР региональным отделением Союза по Республике Татарстан (секцией «Графком») и Поволжским отделением Российской академии художеств.

afisha._cheloveche_1190_h_840_mm.jpg
В выставочном проекте принимают участие ведущие художники Татарстана, отмеченные почетными званиями и наградами республиканского и федерального уровня:
Александр Артамонов, Владислав Баранов, Екатерина Васильева, Вера Карасева, Регина Маврина, Андрей Соколов, Андрей Шляпкин, Ольга Улемнова.

Произведения проекта, созданные в разнообразных техниках печатной и уникальной графики, с применением широкой палитры выразительных средств и приемов – от классических до авангардных, отражают напряженную работу мысли художников, глубоко переживающих проблемы современного человека, стремящихся донести свои чувства и свою боль до зрителя, найти отклик в его душе.

«Человече» - новый исследовательский выставочный проект призванный побудить художников создать «повествование о человеке в социуме», о человеке, наделенном всем спектром чувств и настроений, человеке творческом и созидающем, думающем и страдающем, обо всех его трудностях и проблемах, успехах и достижениях. Название проекта отсылает, прежде всего, к истокам отечественной культуры. «Человече» – древнерусский вариант общеславянского слова человек=čelověkъ, в котором лингвисты находят отголоски и древнеиндийских, и древнерусских, и литовских слов. Одно из самых обоснованных значений этого слова, появившегося в эпоху родового строя, – мужчина как член рода.

Афишу выставки, которая стала полноправной частью и настоящим символом проекта, подготовил Андрей Шляпкин. В ней ясно читаются аллюзии на знаменитые произведения искусства: витрувианский человек Леонардо да Винчи и черный квадрат Малевича, которые тонко и изящно спаяны воедино, породив новое прочтение классики и авангарда. Этот диалог с великими художник продолжает в своей «Элементарной конструкции», оживляя и одухотворяя жесткую геометрическую конструкцию образами трепетных бабочек.

Александр Артамонов в своей серии «Пищевая цепочка» рассматривает человека с точки зрения пищевых пристрастий, которые воплощают не только физиологические, но культурные и исторические аспекты человеческой жизни.

Владислав Баранов соединяет изображение и каллиграфию, будто напоминая, что «в начале было Слово». В его композициях человек в поисках своих корней и смыслов жизни соотносит себя с рыбами, опускается на дно океана вслед за Жак-Ивом Кусто, надеясь обрести там свободу.

Андрей Соколов исследует человеческое тело как таковое, воспринимая его как совершенный природный организм, как чудесное творение Создателя.

Вера Карасева в серии «Горожане» обращается к истории любимой Казани, раскрывая ее этапы сквозь призму жизни «замечательных людей»: Карла Фукса, медика, ученого с разнообразными интересами, не только лечившего казанцев, но и изучавшего историю казанского края и ее народов; заводчиков Крестовниковых и Алафузова, развивавших российскую промышленность, основавших в Казани эффективные предприятия, много сделав для улучшения жизни своих рабочих и украшения города новыми архитектурными сооружениями.

Екатерина Васильева в серии «Паралич души» отражает проблемы современного общества: разрушение личности, потеря нравственных ориентиров, утрата традиционных ценностей. Акцентируя пороки, обнажая их дьявольскую сущность, она побуждает людей остановиться в их оголтелом потребительстве, задуматься о себе и своей судьбе.

Регина Маврина, вдохновляясь одним из лучших произведений Льва Толстого – повестью «Смерть Ивана Ильича», выплескивает свои размышления о смерти в серии офортов «Принятие», основываясь не только на литературном материале, но и на своих переживаниях, собственном жизненном опыте.

Основная цель, которую ставили перед художники, участниками проекта, – осознать место Человека в природе и социуме, его роль в мироздании, разгадать смысл его существования и выразить свои представления в зримых образах на плоскости и в пространстве. Тем самым наши современники продолжают миссию, которую художники несли с древнейших времен. С каждой эпохой представления о Человеке меняются, отражая эволюцию мысли, зарождение и развитие философских идей, разнообразных жанров искусства – портрета, пейзажа, религиозно-мифологического, исторического и прочих.

В своих произведениях участники проекта отражают проблемы и деструктивные тенденции современного общества потребления, в котором Человек утрачивает свою духовность и душевность, превращаясь в винтик колоссального механизма купли-продажи, покоряясь воле и информационному прессингу производителей-продавцов.

Посетить экспозицию можно до 29 января 2023 года.

Место проведения: Казань, ул. К.Маркса, 57.

Руководитель проекта: Александр Артамонов, почетный член РАХ, заслуженный деятель искусств РТ.
Куратор: Ольга Улемнова, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РТ.

Поделиться: