Выставка посвящена 185-летию рождения фотографии, 85-летию известного искусствоведа и фотохудожника Ивана Борисовича Порто - основателя секции «Арт-фото» ТСХР и 15 лет выставочной деятельности секции.
В 2024 году исполняется 185 лет, когда на заседании Парижской Академии наук 7 января 1839 года учёному собранию было торжественно доложено об удивительном изобретении, сделанным известным французским художником, автором знаменитой парижской диорамы, Луи Жакомом Манде Дагером, и заявлено, что «отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего». Этот день навсегда вошёл в историю как День рождения фотографии.
Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника. Ведь раньше только художник мог изобразить окружающий мир, т.к. других способов фиксации действительности не существовало. С изобретением фотографии необычайно расширились возможности зрительного восприятия, так как фотоизображение иначе трактует время, чем живопись и графика.
Изобретение фотографии не просто создало новую изобразительную технику. Оно создало возможность для рождения нового вида изобразительного искусства, дав в руки творческой личности новый инструмент, где должна чувствоваться острота взгляда фотохудожника, передача собственного впечатления, прочтение творческого замысла, а не слепая фиксация натуры. «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы её выражать. Ты не жалкий копиист, но ты поэт!» - писал Оноре де Бальзак.
Сегодня, в эру цифровых технологий и использования искусственного интелекта, искусство фотографии — это неотъемлемая часть технологического прогресса. Каждое достижение в сфере производства фотокамер, печати и публикации изображений приводит к появлению новых форм фотографии. Все эти изменения расширяют разнообразие и качество художественной фотографии. Новые открывшиеся перспективы стимулируют фотографов к свежим идеям и подходам. Используя все возможности фотокамер совместно с цифровыми редакторами создаются практически неограниченные возможности для творческой фантазии, где стираются границы между собственным видением фотохудожника и возможностями оборудования.
Умение видеть и чувствовать – основа любого творчества, но не менее важно владение мастерством в передаче своего видения, своих мыслей и чувств художественными средствами. В наши дни, когда даже мобильные телефоны обладают встроенными фотокамерами, процесс фотосъемки стал простым и обыденным. Тем не менее, высокохудожественно «остановить мгновение» и сейчас могут далеко не все. Как и прежде, для этого требуются опыт, знания, талант.
Известный фотохудожник, искусствовед Иван Борисович Порто считал, что фотография должна строится на чётко сформулированном художником отношении к предмету или мотиву изображения, а отсюда и в целом к окружающему миру. «Искусство не должно быть многословным, оно должно быть выразительно своими формами, своими линиями, цветом, оно должно быть сдержано и достойно».
И сегодня, в эпоху тотального распространения фото, сложно представить, что когда-то люди затрачивали огромное количество времени на создание всего лишь одной фотографии. Пророческими оказались слова французского художника Поля Делароша, сказанные им в год изобретения светописи: «Она окажет великие услуги искусствам…» И в подтверждение этому мы видим как выразительные средства фотоязыка широко используются сегодня в архитектуре, дизайне, рекламе, полиграфии.
Выставка проходит при поддержке Российской академии художеств.
Максим Киреев, председатель секции «Арт-фото» ТСХР, член-корреспондент РАХ.
Ирина Барягина, Галина Болоцких, Мария Вяжевич, Серж Головач, Александр Иванников, Ольга Казанцева, Виктор Калинин, Мария Калинина, Максим Киреев, Елена Клембо, Андрей Клюев, Андрей Коллеров, Галина Кузнецова, Алексей Лазарев, Константин Марков, Алексей Нагаев, Наталья Поварова, Оксана Поварова, Иван Порто, Дмитрий Розенбаум, Анна Ростовцева, Павел Руссо, Сергей Савельев, Владимир Селицкий, Сергей Селицкий, Илья Труханов, Сергей Толмачев, Алексей Филоненко, Дмитрий Холкин, Константин Худяков и Ирина Чеп.