Художник принадлежит к поколению современных художников Татарстана, которые сформировались профессионально еще в советское время и являются активными участниками современного художественного процесса, воплощая в своем творчестве преемственность поколений, лучшие качества отечественного реалистического академического искусства, рефлексию на полистилизм искусства, исторические трансформации и цивилизационные вызовы XXI века.
Ильгизар Самакаев прошел типичный для советского художника второй половины ХХ в. путь: окончил живописные отделения сначала Казанского художественного училища (1974), затем Московского государственного академического института им. В.И.Сурикова (1981), Творческую мастерскую живописи Академии художеств СССР в Казани (1986). Обретя высокие профессиональные качества и постоянно совершенствуя их, с 1987 по 2009 гг. работал художником-живописцем Татарского творчески-производственного комбината Художественного фонда РСФСР в Казани.
С первых самостоятельных шагов в искусстве Ильгизар Самакаев зарекомендовал себя как художник-портретист, способный воплощать психологические типы, эмоции и переживания своих современников. За свою творческую жизнь Ильгизар Самакаев создал целый ряд портретов выдающихся деятелей татарской культуры - Сару Садыкову (1985), гармониста Гали Джамлиханова (1988), художника Махмута Вагапова (1987) и др.
Постсоветский период с его сломом привычных устоев и переоценкой ценностей, с его пробудившимся интересом к древней национальной истории побудил Ильгизара Самакаева расширить свой жанровый диапазон. В 2000-е годы он обращается к историческому жанру и создает полотна, посвященные значимым событиям Казани истории, стремясь к достоверности и объективности, выбирая периоды мирной жизни в нашем крае.
Нарастание деструктивных процессов в западном обществе и порожденных им военных конфликтов, противоборства Запада и Востока в глобальном масштабе отразились в аллегорических композициях Ильгизара Самакаева, созданных в последнее десятилетие: «Ад нашего времени» (2014), «Рай нашего времени» (2020), «Вандаляйцы» (2022) и др., в которых художник переосмысливает искусство Северного Возрождения и экстраполирует сложные многофигурные композиции Брейгеля, Кранаха и др. на современную историю, предостерегая человечество от роковых шагов.
Творчество художника пронизано позитивным настроем, внимательным вглядыванием в людей, в окружающий мир, отразить красоту природы. Жанром, которым увлечен художник в последние два десятилетия, является пейзаж. И в нем он показывает себя настоящим мастером, без устали передающим на своих полотнах виды родной земли, Художник, впитавший в себя лучшие традиции отечественной и европейской пейзажной живописи эпохи импрессионизма, своей виртуозной кистью создает на своих полотнах живое фактурное пространство, настоящую живописную стихию.
В ретроспективной экспозиции, посвященной юбилею автора, представлено 60 произведений – от самых ранних произведений и до современных.
Репортаж Зульфии Асадуллиной о выставке Ильгизара Самакаева "Я чувствую" в галерее "Хазинэ" ГМИИ РТ