Проект «ANTINOMIA / реальность наизнанку»

vystavkat.jpg

Проект «ANTINOMIA / реальность наизнанку»
Поволжского отделения Российской академии художеств и Творческого союза художников России

Руководитель Экспериментальных творческих мастерских ПОРАХ и ТСХР - Константин Худяков

Руководитель проекта - Максим Киреев

Директор проекта - Константин Акимов

Координатор ПОРАХ - Светлана Кузнецова

В проекте приняли участие 25 авторов из Москвы, Саратова и Дзержинского: Серж Головач, Давид РУ, Александр Елисеев, Дарья Жмылёва, Александра Загряжская Рябичева, Елена Захцер, Роман Инкелес, Ольга Казанцева, Виктор Калинин, Сергей Кармеев, Максим Киреев, Андрей Коллеров, Артём Коренюк, Галина Кузнецова, Константин Марков, Александр Москвитин, Алексей Нагаев, Наталья Поварова, Дмитрий Розенбаум, Сергей Савельев, Елена Смирнова, Алексей Филоненко, Константин Худяков, Ирина Чеп и Лиза Эшва.







О проекте

Максим Киреев
Руководитель проекта «ANTINOMIA / реальность наизнанку»

Человечество всегда стремилось зафиксировать картину реального мира, видимого глазом. В середине XIX века это стало возможным, благодаря работам художника, химика и изобретателя Луи Дагера, который традиционную камеру обскура для рисования с натуры превратил в прототип фотографической камеры. Он разработал метод дагеротипии — закрепления изображения на экране, о чем публично было объявлено 7 января 1839 года в докладе физика Франсуа Араго на совместном заседании Французской академии наук и Академии изящных искусств. В этот день человечество шагнуло в эру фотографии.
Уже со времени своего рождения в XIX веке фотография служила созданию вспомогательных материалов для художников, работающих в самых разных жанрах: от многофигурных тематических композиций до пейзажей и портретов, но не имела самостоятельного художественного статуса. Довольно долго фотография отстаивала свое право быть признанной одним из видов искусства. И только в начале 90-х годов XX века фотография стала составной частью российского изобразительного процесса. По мнению известного искусствоведа, художественного критика и фотохудожника И. Б. Порто, определяющей характеристикой художественной фотографии является ее максимальное приближении в визуальном восприятии к классическим видам искусства живописи и графики. Он считал, что искусство фотографии «... не должно быть многословным, оно должно быть выразительно своими формами, своими линиями, цветом, оно должно быть сдержано и достойно». Подтверждением этому служит проект «ANTINOMIA / реальность наизнанку» Экспериментальной творческой мастерской Поволжского отделения Российской академии художеств и Творческого союза художников России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Целью данного проекта является показ феномена абстрактной фотографии в общем контексте абстрактного искусства, где она убедительно занимает свою нишу, нисколько не умаляя достоинств абстрактных работ, выполненных традиционными художественными материалами и основанных на других качественных принципах отражения реальности.
И здесь задача состояла в том, чтобы продемонстрировать доминанту творческой составляющей процесса создания абстрактной фотографии, основанную на впечатлениях и эмоциях, ассоциативно вызванных объектом съемки у автора. В отличии от, скажем, абстрактной живописи, где художник отражает свои эмоции на холсте.
От участников проекта требовалось продемонстрировать остроту взгляда художника и концентрацию внимания, позволяющих отбросить все лишнее и извлечь из увиденного главное, осмысленное и пластически выраженное, сохраняя в кадре визуальную убедительность изображения. В результате соединения реальности и образной трактовки, объекты съемки приобретают новое художественное прочтение в своем новом качестве, что характеризует индивидуальные черты творчества авторов и их стилистику.
Если рассматривать проект в историческом аспекте, то его участники использовали различную фототехнику от пленочных форматных камер до смартфонов и новейших цифровых технологий, что позволяет расширить наше представление о возможностях фотографии на разных этапах ее развития и показать бесконечное многообразие визуального языка повествования.
Главная особенность представленной в проекте абстрактной фотографии заключается в ее максимальной визуальной приближенности к общепризнанной изобразительной абстракции. Итогом работы над проектом стали визуальные образы, созданные и построенные на четко сформулированном каждым автором отношении к объекту изображения, а отсюда и в целом к окружающей реальности.




Александр Шклярук
Искусствовед, художественный критик, публицист

Проект «ANTINOMIA / реальность наизнанку» экспериментальной творческой мастерской посвящен одной из современных художественных практик — абстрактной фотографии.
Обращение к теме абстракции в фотографии для академической художественной практики обусловлено тем, что имеющиеся в настоящее время примеры представить зрителю творчество отдельных фотохудожников, работающих в области абстрактной фотографии, носят в значительной степени бессистемный характер и рассматриваются преимущественно как форма ухода от реальности в аспекте культуры повседневности.
Проект ставит задачу рассмотрения абстрактной фотографии как особой формы исследования и отражения реальности и получил свое название «ANTINOMIA / реальность наизнанку» в силу того, что абстракция выступает антиномией, противопоставлением реальности. Однако, если в изобразительном искусстве абстракция существует в качестве субъективно-эмоциональной формы отражения реальности, зачастую непосредственно с ней не связана и во многом подчиняется психологии и воображению художника, то абстракция в фотографии, благодаря наличию фотопроцесса, неизменно является частью реальности, даже максимально «отвлекаясь» (лат. abstractio), абстрагируясь от нее и погружая зрителя в поток ассоциаций и образов, формирующихся в его сознании.
Зарождение абстрактной фотографии относится к 20-м годам прошлого столетия, когда фотографическая техника позволила решать задачи отражения и преобразования конкретной реальности на плоскости фотоотпечатков, недосягаемые в изобразительном искусстве средствами живописи, коллажей и трехмерных рельефов. Собственно это был путь отхода фотографии от живописи и выхода ее на самостоятельный путь развития, что продемонстрировали классики мирового фотоавангарда Мен Рей, Ласло Мохой-Надь, Андре Кертеш и Александр Родченко в фотограммах, фотомонтажах, зональных и макрофотографиях, снимках при сверхкоротких и сверхдлинных выдержках, в том числе — цветных. Тогда были открыты неисчерпаемые возможности фотографии, где физические объекты — ландшафты и предметы, благодаря выявлению формы и световых контрастов при съемке и в процессе обработки, приобретали новое качество и формировали на фотоотпечатках самостоятельные абстрактные образы.
Чешский фотограф Евгений Вишковский пришел к преднамеренному преобразованию реальности в абстракцию средствами фотографии и к использованию формы и композиции для выражения человеческих эмоций. Именно по этому пути в дальнейшем с 70-х годов пошла современная абстрактная фотография, которая не является исключительно исследованием линии, формы и цвета, чем она была на заре своего рождения в первой половине ХХ века. Оставаясь фотографической практикой регистрации реально существующих вокруг нас ландшафтов и объектов (Джеймс Веллинг) и, продолжая открывать новые техники создания изображений непосредственно на светочувствительных фотоматериалах (Вольфганг Тильманс), она, обращаясь к нашему визуальному опыту и повышенной чуткости глаза, выявляет и демонстрирует зрителю «скрытые» в реальном мире художественные образы.
Практической задачей экспериментальной творческой мастерской является освоение различных форм взаимодействия реальности и абстракции в современной художественной фотографии, создание серий работ, отражающих авторское видение предмета исследования и демонстрация их зрителям.
Изданный каталог проекта позволит ввести результаты творческого исследования в научный оборот, что обогатит картину современных художественных процессов в России.

Проект «ANTINOMIA / реальность наизнанку» в Галерее «Нагорная» с 2 по 18 марта 2018