Российская Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

Российская Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, участник проекта «Живописная Россия. Школа Будущего» (2021)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Двери нашей Академии открыты для всех, кто хочет стать художником. В наше время, когда большинство Академий мира под натиском авангардизма утратили понятие «школы», определяющее уровень профессионализма художника, мы утверждаем принципы высокого мастерства, реализма и духовности, без которых не может быть настоящего великого искусства.
Добро пожаловать в священный Храм Искусства – Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества.
Илья Глазунов,
основатель и первый ректор Российской академии
живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

В 2021 году все любители и ценители высокой русской реалистической художественной школы будут отмечать юбилей – 35 лет со дня основания Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это высшее учебное заведение было создано в 1986 году величайшим сподвижником российского искусства Ильей Сергеевичем Глазуновым – Народным художником СССР, Действительным членом Российской Академии художеств, Лауреатом государственной премии Российской Федерации, почетным членом Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны, лауреатом премии Джавахарлала Неру, кавалером награды ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру «Золотой медалью Пикассо» и орденом «За заслуги перед отечеством» II степени.
Илья Сергеевич был не только выдающимся живописцем и графиком, но и прирожденным педагогом, стремившимся передать свой опыт и знания молодым одаренным художникам. В 1978 году И.С. Глазунов начал преподавать в организованной им мастерской портрета в Институте им. В.И. Сурикова Академии художеств СССР. Здесь стала складываться педагогическая система И.С. Глазунова, в которую он включил рисование с гипсов, копирование произведений старых мастеров, работу на пленэре и конечно же, штудии с натуры.
В своих интервью Илья Сергеевич высказывал мысль о том, что «Школа для художника – это крылья. Не овладев ее знаниями, художник навсегда останется дилетантом»2. При этом он отмечал, что доступ к высшему художественному образованию в СССР был очень трудным, и прежде всего для жителей российской части страны. В то время квоты на образование существовали только для выходцев из союзных братских республик, помимо этого, принимались в учебные заведения студенты и из стран социалистического лагеря. Проходили годы, но ничего в системе художественного образования не менялось. Именно эта ситуация сподвигла Илью Сергеевича Глазунова и его друзей-единомышленников задуматься о необходимости создания ВУЗа, куда бы по справедливости и таланту принимались юноши и девушки нашей многонациональной родины.
Для нового института в Москве не было лучшего здания, чем Дом Юшкова. Илья Сергеевич Глазунов писал: «…ведь в Москве, – думал я, – было же Императорское училище живописи, ваяния и зодчества, основанное в 1843 году. Оно овеяно именами учившихся и работавших там В.Г. Перова, М.В. Нестерова, К.А. Коровина, А.М. Васнецова, В.А. Серова и великих русских пейзажистов А.К. Саврасова и И.И. Левитана… Я решил специально подъехать на улицу Кирова в прошлом, а ныне Мясницкую, дом 21, и невольно залюбовался могучей колоннадой здания, построенного по проекту великого Баженова. Узнал я также, что в нем располагается 22 советских учреждения, занявших это здание во время и после войны, когда институт живописи был эвакуирован далеко от Москвы».
ivan_glazunov._olya_v_severnom_kostyume_2014g_hm_150h110_2000px.jpg
Илья Сергеевич начал энергичную и бескомпромиссную борьбу за создание нового учебного заведения. Придя на прием к Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву, он изложил ему свое предложение: «Как же так – в республиках СССР, в Грузии, Латвии, Эстонии свои художественные академии есть, а в России – нет, а должна быть». Генеральный секретарь ЦК КПСС ответил: «Хорошая мысль, хорошая, следует поддержать»4. Предложение И.С. Глазунова было одобрено и всеми членами Политбюро.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 августа 1986 года № 1014 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1986 года № 533 «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся» с 1 марта 1987 года в городе Москве открыт Институт живописи, скульптуры и художественной педагогики. На должность ректора приказом Министерства культуры РСФСР от 26.10.1987 года № 368-к назначен Народный художник СССР, профессор И.С. Глазунов.
Постановлением Совета Министра РСФСР от 30 сентября 1988 года № 418 и приказом Министерства культуры РСФСР от 17 октября 1988 года № 427 Институт живописи, скульптуры и художественной педагогики переименован во Всероссийскую Академию живописи, ваяния и зодчества.
Как уже отмечалось выше, в доме номер 21 по Мясницкой улице располагался целый ряд организаций, которые нужно было выселить. Сын Ильи Сергеевича – Иван Ильич вспоминает: «В 1987 году отец, проявив чудеса дипломатии, силу убеждения и напор, добился освобождения этого уникального здания, построенного в XVIII веке по проекту Баженова, от 22 расположившихся в нем организаций, ни коим образом не связанных с искусством. Отец задумывает открыть здесь высшее учебное заведение, которое станет воплощением его идеалов и чаяний о возрождении в столице системы обучения императорской Санкт-Петербургской Академии художеств и в которое смогут поступать абитуриенты со всей России исключительно по таланту»5. После того, как здание покинула последняя организация, на повестке дня нового ВУЗа встал сложнейший вопрос – реставрация и реконструкция Дома Юшкова. Огромных усилий и труда потребовалось от ректора, его сподвижников и учеников, чтобы восстановить интерьеры особняка и превратить его в подлинный храм русского искусства.
Первый набор студентов во Всероссийскую Академию живописи, ваяния и зодчества был осуществлен в 1989 году. Здание находилось на реконструкции, поэтому занятия проводились в различных арендуемых Академией помещениях Москвы. В это же время происходило формирование административно-хозяйственного и профессорско-преподавательского состава. Преподавать в Академии И.С. Глазунов пригласил своих лучших учеников.
Вспоминая эти трудные времена, Иван Ильич Глазунов рассказывал: «Показывая многочисленным гостям и друзьям стены коридоров, отец говорил: «Ткните пальцем в любую точку, из нее польется моя кровь»6. Так благодаря стараниям ректора Ильи Глазунова, в Доме Юшкова, в котором в XIX-XX веках располагалось знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, вновь появились талантливые студенты: живописцы, скульпторы, архитекторы, реставраторы и искусствоведы.
В 1994 году по инициативе Правительства Москвы в столичном Манеже была проведена выставка полотен Народного художника СССР И.С. Глазунова и работ преподавателей и студентов Академии. Успех этого мероприятия оказался невероятным! Посетивший экспозицию первый президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин своим указом от 10 июня 1995 года № 585 Всероссийскую Академию живописи, ваяния и зодчества Министерства культуры Российской Федерации преобразовал в Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества. На должность ректора был бессрочно назначен Илья Сергеевич Глазунов.
chudanov_sergei._severnaya_elegiya._2017_holst_maslo_152h180_2000px.jpg
В 2005 году в Центральном выставочном зале Санкт-Петербурга – Манеже с фурором прошла очередная выставка работ преподавателей и студентов Российской Академии живописи, ваяния и зодчества под патронажем И.С. Глазунова. Экспозицию открывала губернатор города Валентина Ивановна Матвиенко. Проведение таких мероприятий на лучших выставочных площадках страны стало доброй традицией. Эти творческие отчеты подтвердили неизменность художественных устремлений педагогов и студентов Академии Ильи Сергеевича Глазунова на развитие в современной культуре традиций высокого реализма, опирающегося на фундамент русского и мирового реалистического искусства. Илья Сергеевич Глазунов убежденно говорил: «Изучение натуры, постижение ее закономерностей, умение не смотреть, а видеть, отличает подлинный высокий реализм, когда художник начинает уметь обобщать. (…) И сегодня, я убежден в этом, только тот художник, который пройдет в врата великой классики и, впитав ее принципы, выразит свое внутреннее «я» художника, отразив борьбу добра и зла в мире, почувствовав неувядающую красоту гармонии и замысла Божьего мира».
В 2009 году по постановлению Правительства Российской Федерации было утверждено новое название Академии – федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова».
9 июля 2017 года случилось больше несчастье – скончался Илья Сергеевич Глазунов. Но его великое дело продолжил его сын – Действительный член Российской академии художеств, Народный художник РФ, профессор Иван Ильич Глазунов.
Иван Ильич работает в Академии с 1996 года, был заведующим кафедрой композиции, потом возглавил мастерскую историко-религиозной живописи. Он прекрасно понимает задачи и ту важную миссию, которую несет это учебное заведение. Главная цель, к которой стремился Илья Сергеевич – принимать на обучение исключительно талантливых людей, бережно сохраняется. В Академии никогда не было студентов «по звонку». Всем абитуриентам на творческих испытаниях присваиваются номера, поэтому члены приемной комиссии оценивают поступающих исключительно по их достижениям, а не по знаменитым фамилиям или родственным связям.
Продолжает Иван Ильич организовывать выставки работ студентов и преподавателей в России и за рубежом. Так, например, в Италии, в начале 2020 года в пинакотеке Академии изящных искусств «Альбертина» в Турине была показана экспозиция «Образы России. Живописная традиция Академии Глазунова». В одном из своих интервью Иван Ильич Глазунов сказал: «Всего мы привезли 22 полотна на тему русской истории, написанные в традиции классической художественной школы. И в Италии, где, собственно, эта традиция зарождалась, и в Европе в целом она утрачивается. Наша академия, наоборот, хранит эту традицию».
shtein_vladimir._na_ai-petri._holst_maslo._98h130._2015._2000px.jpg
Много внимания ректор уделяет сохранению исторического здания Академии в надлежащем состоянии. Иван Ильич считает необходимым поддерживать уникальную красоту его интерьера: «…чтобы он существовал не сам по себе, а чтобы студент понимал, что находится в волшебном дворце, храме, которому надо соответствовать. Как говорят в Петербурге, в академии стены учат».
Иван Ильич Глазунов является достойным продолжателем дела своего отца, внимательно относится к нуждам студентов, будучи ведущим педагогом Академии, контролирует весь творческий и учебный процесс, а также финансово-хозяйственную деятельность большого государственного образовательного учреждения. При его руководстве в Академии стали проходить регулярные концерты и театральные выступления, на которых студенты и сотрудники могут отдохнуть и получить новые впечатления, проводятся интереснейшие лекции и конференции по истории и искусству.
Российская Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова – уникальный художественный ВУЗ, который под руководством ректора, Народного художника РФ Ивана Глазунова, продолжает проводить последовательную образовательную политику, смысл которой состоит в приобщении молодых талантов к русскому реалистическому искусству, в воспитании патриотизма – любви к отечеству, к его творческому наследию и родной природе. За годы своего существования Академия завоевала широкую мировую известность и вошла в число лучших художественных учебных заведений мира.

Изображения в публикации:
Глазунов Иван. Оля в северном костюме 2014, холст, масло, 150х110
Чуданов Сергей. Северная элегия. 2017, холст, масло, 152х180
Штейн Владимир. На Ай-Петри. 2015, холст, масло, 98х130