Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица

Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, участники проекта «Живописная Россия. Школа Будущего» (2021)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
biciraev_said._padenie_korolya_centralnaya_chast.2018_holsttempera_100h75_2000px.jpg

Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица – одно из известных художественных учебных заведений современной России. Интерес к традициям мирового и отечественного искусства, творческое новаторство, как необходимая и естественная составляющая образовательного процесса, открытость к событиям окружающего мира, высокий профессиональный статус выпускников в разных областях культуры и промышленности, дух демократизма – качества Академии, отвечающие требованиям современности.
Возникновение ее было не случайно. Опыт показывал, что предметные формы, в которые облекаются достижения прогресса, должны быть не только функциональны, но и внешне привлекательны, отличаться изысканностью художественного воплощения, что дало толчок к объединению, по сути, разных понятий – утилитарной прагматики и художественной красоты в чувственном своем воплощении, другими словами – промышленной эстетики. Демонстрация новаций в этой области случилась на Первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году. Россия не могла остаться в стороне от европейских начинаний. Стране требовались профессиональные художники-декораторы, прообразы первых дизайнеров, которые обеспечили бы конкурентоспособность отечественных товаров на международном рынке. К тому времени в ведущих странах Европы, Англии и Франции начали создаваться учебные заведения совершенно нового типа, в которых готовили художников к работе в промышленности. В них успешно сочетались в едином учебном процессе художественные и технические дисциплины. Сложность подобного соединения способствовала возникновению специальных педагогических и методологических приемов, применяемых в обучении и сегодня. Именно к такому типу учебных заведений относилось Центральное училище технического рисования, приемником которого является Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.
Днем основания Школы считается 22 января (9 января по старому стилю) 1876 года. В этот день крупный российский финансист и промышленник барон Александр Людвигович Штиглиц получил от министра финансов М.Х. Рейтера рескрипт, подписанный Александром II, где император удостоил барона своей благодарности и высоко оценил намерение Штиглица основать на свои средства новое учебное заведение.
Ученики ЦУТР, пройдя стажировку за рубежом, возвращались в качестве педагогов училища, руководителей художественных мастерских, хранителей музеев и библиотек не только в родную alma mater, но и в другие города России. На императорских Фарфоровом и Стекольном заводах работало более двадцати выпускников ЦУТР. Трудились художниками-композиторами, миниатюристами по эмали, скульпторами, чеканщиками в знаменитой фирме Карла Фаберже, в декорационной мастерской императорского Мариинского театра, в текстильной промышленности России. Можно назвать немало имен известных русских художников, обучавшихся в тот период в училище: К.С. Петров-Водкин, А.П. Остроумова-Лебедева, В.В. Лебедев, С.В. Чехонин, А.Ф. Пахомов, И.Д. Бучкин.
mironov_valerii._osennyaya_sova._2021_holst_maslo100h100_2000px.jpg
Исторические события, выпавшие на долю России, изменили судьбу Училища. В 1922 году Высшее училище декоративных искусств (бывшее ЦУТР барона Штиглица) было включено в состав Высшего художественно-технического института, а в 1924 году и вовсе закрыто. Богатейшие коллекции музея поступили в Государственный Эрмитаж и Русский музей.
В Великую Отечественную войну здание училища сильно пострадало от бомбежек, прямого попадания снарядов. Но уже в феврале 1945 года постановлением правительства СССР Ленинградское художественно-промышленное училище было воссоздано на базе Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица.
Выпускники Училища первых послевоенных лет внесли огромный вклад в восстановление и реставрацию памятников культуры, разрушенных войной. Дворцовые и парковые ансамбли знаменитых пригородов Ленинграда – Петродворца, Гатчины, Павловска, Пушкина – были разрушены. Утрачено драгоценное подлинное убранство интерьеров, все то, что невозможно было эвакуировать или спасти. После освобождения сразу началась восстановительная и реставрационная работа – размер потерь был таков, что некоторые специалисты вообще сомневались в возможности и целесообразности восстановления. От зданий дворцов и садовых павильонов, поражавших современников красотой, остались одни руины. Именно тогда стало ясно, что без мастеров, некогда забытых профессий, не обойтись. Остро востребовались высококвалифицированные специалисты, резчики по дереву и камню, мастера-краснодеревщики для воссоздания наборного паркета, художественного металла, художники-декораторы самого широкого профиля, в том числе декоративной живописи и стенописи, владеющие технологиями и опытом практической работы. В силу этих причин возникает факультет декоративной живописи, преобразованный в 1965 году в кафедру монументально-декоративной живописи.
Следует помнить известных архитекторов, художников, стоящих у истоков кафедры монументально-декоративной живописи, таких как К.Л. Иогансен, С.А. Петров, П.Д. Бучкин, Р.Р. Френц, Г.И. Рублев, А.Н. Самохвалов, А.А. Казанцев, Г.А. Савинов, М.Ф. Сахаровский, А.М. Любимов, Э.О. Войткевич, Е.Г. Франке, В.Г. Леканов и другие. Эти педагоги разработали учебные программы, которые определили дальнейшее направление кафедры.

При возникновении кафедр декоративно-прикладного искусства и переходе ЛВХПУ в разряд высших учебных заведений стала понятна необходимость предмета живописи как базовой дисциплины, формирующей эстетическое и профессиональное мышление художника самого широкого профиля. В 1950 году на Ученом совете было принято решение сформировать кафедру общей живописи, которая обеспечила бы преподавание этого предмета на всех отделениях ВУЗа. С этого момента в Училище определились две кафедры, где живопись стала профильной дисциплиной: кафедра монументальной живописи, готовящая специалистов в данной профессии, и кафедра общей живописи, ведущая предмет живописи на всех отделениях Вуза.
talashchuk_aleksei._bumerang._h.m._75h75._2018_2000px.jpgКонечные цели и задачи этих подразделений различны, общим является понимание искусства, как эстетической категории творческой деятельности, формирующей личность художника.
Здесь следует искать истоки той пластической свободы, основанной на ярко выраженной декоративности, условности живописных приемов, которые отличают сюжетную станковую картину от прикладных видов искусства. Живопись в академии А.Л. Штиглица органически связана с конструктивностью и дизайнерским подходом к решению пластических и формальных задач.
В данном художественном проекте свои творческие работы представляют преподаватели обеих живописных кафедр академии А.Л. Штиглица.
Педагоги кафедры монументально-декоративной живописи – выпускники Академии, бывшие воспитанники своей кафедры. Особый интерес в их творчестве представляет то, как конструктивное и декоративное начало, присущее монументалисту, отобразилось в небольшой по размеру станковой картине.
Представители кафедры общей живописи – выпускники института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Получившие классическое живописное академическое в своей основе образование, поступив или будучи приглашенными для работы на кафедре, они ощутили мощное влияние той неповторимой творческой атмосферы, которая царила в ЛВХПУ.
Будучи в то время совсем молодыми художниками, начиная свой путь в искусстве, они нашли понимание и востребованность тех творческих устремлений, которые уже были заявлены ими в своих живописных работах. Именно совпадение эстетического и пластического миропонимания глобальных смыслов искусства, которое было близко им как художникам, с задачами, стоящими перед ними, как преподавателями живописи, послужило прочной основой их дальнейшей педагогической и творческой деятельности.
Следует помнить имена мастеров, чьим талантом, педагогическим мастерством была сформирована кафедра общей живописи. Основатели кафедры – В.Н. Прошкин, Ф.И. Смирнов, Б.И. Шаманов, К.А. Гущин, Р.Б. Пинкава, В.Л. Розанов, В.П. Поварова и многие другие.
Безусловно, творческая личность художника, избравшего еще и педагогическую деятельность, имеет определяющее значение в создании любой художественной Школы. Живопись – это искусство и ремесло одновременно, выработанный годами профессиональный навык и аналитическое мышление, без которого этот навык превращается в демонстрацию холодного мастерства. Работая вместе, художники, объединенные одним желанием – передать свой опыт, создали общность взаимного уважения и понимания, где каждый учит и в какой-то мере учится сам, где все чуждое отметается само собой, либо меняется, делая этот процесс постоянно обновляющимся, хотя и не легким, подчас, не лишенным драматизма. Но все это – признаки Высокого искусства. В преподавании требуется и смелость, и умение объяснить и традицию, и новаторство, а главное, привнести свои творческие находки, опыт непосредственной работы ученикам, раскрыть перед молодыми людьми картину современного искусства, помочь разобраться в его хитросплетениях, выработать вкус и собственное мнение, почувствовать масштаб проблем, стоящих перед ними в будущей деятельности. В этом своеобразие и значимость Школы живописи академии имени А.Л. Штиглица.

Изображения в публикации:
Бицираев Саид. Падение короля (центральная часть).2018, холст, темпера, 100х75
Миронов Валерий. Осенняя сова. 2021, холст, масло, 100х100
Талащук Алексей. Бумеранг. 2018, холст, масло, 75х75