Современная живопись в Школе искусства и дизайна ВШЭ

Школа искусства и дизайна Высшей школы экономики, участник проекта «Живописная Россия. Школа Будущего» (2021)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выставочный проект «Живописная Россия», успешно развивающийся уже несколько лет, каждый раз затрагивает тот или иной аспект существования живописи в отечественной художественной практике. Каждый год акцент делается на различные моменты: определение более-менее традиционно ориентированного корпуса отечественной живописи, выявление некоторых тенденций, фиксирование так или иначе локализованных художественных сообществ или групп и т.п. Каждый раз выбор темы естественным образом корректируется составом приглашаемых кураторов, их критическими предпочтениями, профессиональными интересами и личными контактами. Ежегодная смена аспектов рассмотрения, изменение состава экспонентов, обращение к различным дискурсам и стилистическим формам презентации рассматриваемой экспонатуры (да простят мне столь грубое обозначение показанных на выставках произведений живописи) не только предоставляет зрителям удовольствие находить близкие им работы, но и исподволь выявляет убедительный корпус данных для аналитического рассмотрения отечественной живописи последнего времени. Разумеется, впереди еще много работы, наверняка критически настроенный зритель найдет какие-то недочеты, но в общем проект представляется цельным и вызывающим размышления о современном бытовании живописи в России.
В новом сезоне посетителям организуемых в рамках проекта выставок было решено представить работы преподавателей художественных ВУЗов России. Сюжет сам по себе весьма обоснованный, но содержащий в себе многие проблемные моменты, и тем самым – интересный.
В отечественном преподавании искусства и, разумеется, живописи преобладает традиция отношений мастер-ученик с довлеющей ориентацией собственно на практику мастера, предполагается, что студент становится если не эпигоном, то адептом мастера, осваивает его стилистику, набор образно-пластических решений и т.п. Не буду развивать и утверждать это беглое замечание, – это тема специальной дискуссии. Хочу лишь обратить внимание на то, что в этом контексте практика нашей Школы дизайна, а с недавнего времени ее правомочно называть Школой искусства и дизайна, ориентирована на другой подход. Преподаватели, мастера, профессора, кураторы Школы переносят акцент с трансляции, передачи своих навыков, относящихся скорее к ремеслу, со стилевого вектора собственного творчества на процесс развития художественного сознания студента, на содействие реализации его собственных стремлений и возможностей. Образовательная программа не предполагает доминирования менторства, а, не отвергая его, культивирует практико-ориентированный процесс используя эффективность коучинга. Собственное творчество преподавателей, в том числе в области живописи, не подавляет творческую индивидуальность студента-становящегося художника. При этом ему открывается широкий спектр ориентиров в пространстве современного искусства, и предоставляется самый разнообразный технологический инструментарий для воплощения своих концепций. Обращение к живописи самих преподавателей не становится стратегической догмой и не принуждает студента следовать в узком русле живописной практики, но сохраняет в нем глубокий пиетет и уважение к этому фундаментальному виду искусства, инспирирует поиски в пространстве взаимодействия традиций и инноваций, стимулирует обращение к междисциплинарным экспериментам.
Междисциплинарность изначально предопределена самим включением профиля современной живописи в контекст образовательных программ Школы дизайна, а самой Школы в систему Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Универсальность и междисциплинарность, не отвергая специалитет, соответствуют вызовам (да и соблазнам) времени. Как, впрочем, и сама логика исторического процесса развития визуальных искусств. Этому способствует и бурный процесс овладения новыми технологиями. Сказанное может представляться набором банальностей, однако это не отменяет актуальности подобной артикуляции. И особенно остро это ощущается в общении с новым поколением студентов, при анализе их творческих амбиций и выбираемых ими творческих стратегий.
Многочисленные профили образовательных программ, предоставляемые студентам Школы дизайна, разумеется, не разделены непроницаемыми границами, здесь имеет место органичное творческое взаимодействие, «креативная диффузия». При этом важно отметить, что это происходит не только на междисциплинарном уровне или на уровне межличностного обмена, но и в плане визуального мышления и его проявлений. Так, преподаватели Школы, ведущие и курирующие отдельные курсы, в своем художественном творчестве зачастую обращаются к различным традициям, направлениям, трендам современной живописи. В рамках настоящего проекта именно этот момент нам представляется интересным, хотя можно было бы выявить и тяготение к другим видам искусства.
Проявление специфического интереса к живописи в Школе дизайна (а теперь уже – искусства и дизайна) обусловлено не традицией культивации живописного ремесла, а осознанием имманентной принадлежности живописи корпусу современного искусства, непротиворечивости сопряжения живописи с такими, казалось бы, далекими художественными явлениями, как фотография, видео, перформативные практики, саунд-арт и т.д. Причем эта сопряженность прослеживается и в историческом, и теоретическом аспектах даже в моментах манифестируемого противостояния. А в творчестве самих художников – несомненно. Именно этим детерминированы курсы истории и теории искусства в нашей Школе, именно это мы наблюдаем и в педагогической практике, и в творческой практике наших преподавателей.
К сожалению, известные объективные обстоятельства, сопутствующие подготовке настоящего выставочного проекта, не позволили представить живописное творчество наших преподавателей в достаточной полноте, однако можно быть уверенными, что их работы, представленные в контексте работ их коллег из других художественных ВУЗов, помимо собственно художественных достоинств, имеют и качества, придающие концептуальный объем, цельность всему проекту.