Строгановская школа живописи – классическое наследие и актуальные тенденции

Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, участник проекта «Живописная Россия. Школа Будущего» (2021)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Живописная школа Строгановского училища сформировалась вскоре после его основания в 1825 году и заявила о себе во второй половине XIX века, когда к преподаванию был привлечен ряд передовых мастеров из круга передвижников. Первые представители нашей школы заложили основы импрессионистической традиции в отечественном искусстве. Развитию живописной школы способствовало и изменение статуса училища в 1900 году, когда оно стало императорским, а попечительницей была назначена Великая княгиня Елизавета Федоровна, слывшая не только меценатом и просветителем, но и живописцем. Именно по ее инициативе и поддержке в 1904–1906 гг. был построен доходный дом Строгановского училища на Мясницкой улице по проекту Ф.О. Шехтеля. Важнейшей частью этого здания в стиле модерн стал выставочный зал, превратившийся в арену для смелых художественных манифестов новых поколений строгановцев. Именно здесь впервые были выставлены шедевры М.А. Врубеля, преподававшего в училище – «Богатырь» и «Царевна Лебедь». Именно этот зал был выбран С.А. Виноградовым для первых выставок «Союза Русских художников», сплотившего вокруг училища самых известных московских художников своего времени.
Живопись в дореволюционном Строгановском училище находилась в русле влияния Московского училища живописи, ваяния и зодчества, (именно из его стен приходило большинство педагогов) органично воспринимая господствовавшие в нем тенденции – в первую очередь, живописный реализм поздних передвижников, из числа которых здесь преподавали Н.А. Касаткин, С.В. Иванов и А.Е. Архипов; импрессионизм С.А. Виноградова, К.А. Коровина и Д.А. Щербиновского; символизм, представленный М.А. Врубелем, А.Я. Головиным, П.В. Кузнецовым и Н.П. Ульяновым.
Ярким и плодотворным для развития школы стал период после Октябрьской революции 1917 года. Слияние Строгановского училища с Московским Училищем живописи, ваяния и зодчества объединило в стенах СГХМ – ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа (1918–1930 гг.) таких авторитетных представителей реалистической школы, как С.В. Малютин, ключевую фигуру русского импрессионизма К.А. Коровина, сезаннистов И.И. Машкова и Р.Р. Фалька, теоретика искусства и мастера ксилографии В.Ф. Фаворского, родоначальника беспредметной живописи В.В. Кандинского, конструктивиста А.М. Родченко. В течение короткого, но чрезвычайно насыщенного периода ВХУТЕМАС, наряду с немецким Баухаусом, встал в авангарде художественного образования, реформировав и методику преподавания живописи.

petrov_konstantin._zheleznodorozhnyi_most_na_yauze._h._m._2019_87h69_2_-_kopiya_2000px.jpg

В эти годы понимание живописи обогатилось идеями современных направлений искусства – фовизма, кубизма, футуризма и кубофутуризма, супрематизма. Живопись стала также лабораторной площадкой изучения цвета, формы, фактуры как фундаментальных пластических категорий. Благодаря влиянию таких разнохарактерных по творческим взглядам и общему видению мира художников, как Д.П. Штеренберг, И.И. Машков, П.П. Кончаловский, В.В. Кандинский, А.В. Шевченко, П.В. Кузнецов, Р.Р. Фальк, возглавивших собственные творческие мастерские, сформировалась новая школа станковой живописи, в которой авторский подход сочетался с серьезным профессиональным мастерством.

Таким образом, почва, на которой возник феномен современной живописи Строгановки, была исключительно благоприятна – пожалуй, на тот момент не было другой подобной школы, где студентам преподавалась в такой полноте вся сумма мирового живописного опыта – от строгого реализма С.В. Малютина до предвосхищающего ташизм второй половины ХХ века лирического экспрессионизма А.Д. Древина, от неоклассицизма Н.М. Чернышева до рафинированной версии фовизма в трактовке К.Н. Истомина.

Не менее благоприятной оказалась и та ситуация, в которой оказалось училище к моменту воссоздания в 1945 году – его промышленный уклон фактически вывел внутренний художественный процесс за пределы строгой идеологической цензуры. После реорганизации Московского Высшего художественно-промышленного училища на базе упраздненного МИПИДИ (1930–1945 гг.), складывается новая самобытная живописная школа. Воссоздававшееся как центр обучения художников монументального и декоративного искусства для оформления масштабных архитектурных комплексов позднего сталинского времени, МВХПУ сплотило специалистов высочайшего уровня. В послевоенные годы Строгановка стала настоящим островком артистической свободы. На кафедре академической живописи, наряду с представителями социалистического реализма Н.П. Христенко и Н.Х. Максимовым, работали П.В. Кузнецов, С.В. Герасимов, А.В. Куприн, С.М. Романович – мастера, сумевшие вопреки непростым внешним обстоятельствам сохранить верность своим идеям.

В программе, созданной в это время, наряду с жанрами портрета и интерьера особое место занимает натюрморт, что обусловлено его пластическими возможностями. Экспериментируя с различными цветовыми гаммами и пространственными решениями, исследуя возможности лепки формы и декоративного пятна, разрабатывая красочную поверхность, студенты открывают для себя все тонкости организации живописной формы. В направлении своей творческой эволюции они следуют той же траектории, что, будучи воспринятой мастерами «Бубнового валета» от Поля Сезанна, получила самобытное развитие в отечественной живописи ХХ века, дав столь новаторские образцы жанра, как натюрморты Кончаловского, Фалька, Куприна.
Личность А.В. Куприна оказала сильнейшее воздействие на судьбу строгановской живописной школы. Годы его работы в Строгановке (1946–1952 гг.) – одни из сложнейших для советской культуры. В это время усилилось давление на мастеров искусства и деятелей науки под лозунгами борьбы с космополитизмом и формализмом, однако, в МВХПУ в это время возник оазис творческого инакомыслия, где последние носители модернистских идей прививали их молодежи, формируя понимание живописной формы, основанное на сезанновской концепции пространства, принципиальном отказе от натурализма в пользу обобщенно-декоративного звучания образа.
Как и Куприн, ученик Коровина, С.В. Герасимов посвятил Строгановке почти полтора десятилетия своей жизни. Изгнанный из МГАХИ им. В.И. Сурикова за «формализм», этот многоплановый мастер воспитал целую плеяду ярких живописцев. Исключительный талант Герасимова-пленэриста, воспринявший лучшие достижения русской пейзажной традиции от Саврасова до Левитана и Коровина, оставил заметный след в истории строгановской живописной школы. Принципиальный как в искусстве, так и в повседневной жизни (не случайно коллеги без всякой иронии называли его «совестью советского искусства»), самой личностью своей как будто бы воплотивший тот тип большого художника, что ранее был явлен Александром Ивановым, Репиным, Суриковым, Герасимов стал непререкаемым авторитетом в студенческой среде.

07_romashko_evgenii_osennii_vecher._pereslavl_zalesskii._gorickii_monastyr._2021_h.m._95h120_2000px_0.jpg

В 1951 году по приглашению Герасимова в Строгановку пришел выпускник Суриковского института Гелий Коржев (1925−2012). Г.М. Коржев был ярким представителем «сурового стиля». Его работа в качестве преподавателя сопровождалась интенсивными творческими поисками. В общении со студентами, в обучении их азам пластической грамоты Коржев приходит к тому строгому, лапидарному живописному языку, который проявится в наиболее значительных его произведения – триптихе «Коммунисты», цикле «Опаленные огнем войны», триумфально экспонировавшихся на Всесоюзных выставках. По воспоминаниям многочисленных учеников, Коржев с выраженной неприязнью относился к шаблонным заданиям, стремясь к простоте и непосредственности уже на стадии создания учебной постановки. Школа Коржева была более всего школой высокой простоты, утвердившейся как показатель «строгановского вкуса» в живописи.
Именно на уроках Коржева в 1960–1970-е гг. в Строгановском училище выросли поколения художников, интересы которых уже заметно выходили за рамки искусства, транслирующего официальные идеологические установки.
С этого момента начался стремительный взлет Строгановской школы, проявилось ее влияние на советское искусство в целом. Характерный для советского искусства конца 1950–1960-х гг. эмоциональный подъем и гражданский пафос перерос в интерес к внутреннему миру человека и его индивидуальным переживаниям.
Одним из ярчайших представителей этого направления был Олег Филатчев (1937–1997). Художник разносторонних дарований, с равным успехом работавший в монументальной росписи и мозаике, в скульптуре и сграффито, оставивший сотни станковых живописных композиций и графических листов, он воспитал множество учеников. Своим творчеством он возродил интерес к монументальной живописи раннего итальянского проторенессанса и раннего Возрождения: Джотто, Амброджо Лоренцетти, Фра Анджелико и Мазаччо.
Формированию интереса Филатчева к искусству треченто и кватроченто способствовал курс лекций по истории монументальной живописи итальянского Возрождения, прочитанный в МВХПУ в начале 1960-х гг. выдающимся ученым И.Е. Даниловой. Внимательное изучение Филатчевым композиционно-пластических решений, применявшихся живописцами раннего итальянского Ренессанса, способность к их оригинальной творческой интерпретации, благодаря чему советское искусство обогатилось новым гуманистическим видением образа современника, преодолевшим выродившуюся в шаблон героику «сурового стиля» – все это предопределило роль художника как безусловного флагмана строгановской монументальной живописи 1970–1980-х гг.

egor_koshelev._pochetnyi_zakaz_2021_holst_maslo_180_h_210_2000px.jpg

О.П. Филатчев – единственный преподаватель за всю историю послевоенной Строгановки, которому удалось, в рамках академического обучения создать собственную школу, а словосочетание «стиль Филатчева» стало идиомой при характеристике работ целого ряда его последователей. Филатчев, бывший действительным членом Академии Художеств СССР, имел огромный авторитет как в Строгановке, так и в Союзе художников. За короткий срок он сумел собрать на кафедре команду из своих учеников и коллег-единомышленников. Манера его оказалась гибкой и продолжила развиваться – то склоняясь к развлекательной декоративности в творчестве Е.А. Ястребовой, то смыкаясь с соц-артом у А.А. Сундукова.
Крупные мастера 1960–1980-х годов показали богатство возможностей станковой картины как в остроте содержания, так и в плане новаторских живописных решений. Глубокий лиризм композиций Филатчева, трагедийный пафос переживания отечественной истории Игоря Обросова, нервная экспрессия Ильи Бройдо – в работах строгановских живописцев этого времени наша школа проявила себя во всем разнообразии. Отдавшие преподавательской работе многие годы жизни мастера станковой живописи, среди которых необходимо выделить Д.К. Тегина, С.М. Годыну, М.А. Годыну, Н.Х. Максимова, Н.П. Христенко и др., показали, что живопись – это важнейший элемент воспитания вкуса, творческого отношения к жизни, миру у молодых художников.
Творчество каждого из сменявших друг друга заведующих кафедрой живописи было значительным и неповторимым. Высочайшая художественная культура Герасимова, впитавшего все лучшее в русском искусстве от позднего передвижничества до бубновалетского сезаннизма; пластичная пастозная живопись Тегина, наследующая Истомину и Куприну; напряженный колоризм Годыны, метафорическое пространство памяти в композициях В.А. Никитина – от десятилетия к десятилетию передовые мастера нашей школы определяли ее развитие, приводя к согласию академические задачи и культурные запросы эпохи, профессиональные и общечеловеческие интересы. Возглавив кафедру академической живописи, Е.В. Ромашко, один из важнейших представителей современной российской пейзажной школы, всемерно способствует творческому росту педагогов, возрождению интереса к станковой живописи, щедро делится с молодым поколением своими знаниями и талантом.
Сегодня в Строгановке живописью занимаются практически все педагоги. Среди них особенно заметны тонкие пейзажи С.Н. Федунова, экспрессивные полотна П.П. Козорезенко; работы историка искусства, критика и художник Е. Кошелева. Выдающимся мастером акварельного пейзажа был ректор А.С. Квасов (1933–1999). Эффектная, свободная манера акварельной живописи проявилась у А.Н. Стасюка в его пейзажных циклах, посвященных родной природе. Дизайнер и педагог, увлеченный путешественник и ученый-исследователь древних цивилизаций Востока, возглавляющий Строгановскую академию ректор С.В. Курасов также регулярно выставляется как живописец. Насыщенные светом и движением, исполненные быстрой и смелой кистью пейзажи Африки и горного Тибета представляют визуальный дневник впечатлений путешественника.
Современные живописные достижения Строгановки представлены творчеством семи мастеров: Евгений Ромашко, Валерий Чернорицкий, Павел Юдин, Александр Бакин, Константин Петров, Татьяна Ипатенко и Егор Кошелев.
В этом тесном кругу коллег и единомышленников, не отрицая друг друга, встречаются здоровый консерватизм и экспериментальное формотворчество, уважение к вечным пластическим ценностям и остроактуальные декларации. Многообразие тенденций, взаимоуважение и художественный плюрализм при сохранении высокой профессиональной культуры – вот рецепт, позволяющий обеспечить плодотворную почву для развития живописи Строгановской академии сегодня.

Изображения в публикации:
Петров Константин. Железнодорожный мост на Яузе. 2019, холст, масло, 87х69
Ромашко Евгений. Осенний вечер. Переславль-Залесский. Горицкий монастырь. 2021, холст, масло, 95х120
Кошелев Егор. Почетный заказ. 2021, холст, масло, 210х180