Живописцы-педагоги Московского художественного института

Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, участник проекта «Живописная Россия. Школа Будущего» (2021)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изучение творчества преподавателей художественных ВУЗов – очень интересная и полезная задача. Она помогает ответить на вопросы: какие стилистические традиции передаются тем или иным педагогом своим ученикам? Какие новаторские тенденции могут развиваться в конкретной мастерской? Какие основные тематические и образные, композиционные, цветовые и другие задачи могут рекомендоваться для решения ученикам?
Каждый художественный ВУЗ в России сейчас в той или иной степени имеет в лице своих преподавателей разные векторы развития в отношении доминирующих стилистических предпочтений, образных решений. В каждом складывается свой баланс между уважением к классической традиции и желанием обновления пластического языка. Важную роль в нахождении этого баланса играют традиции института.
3.nikonov_pavel.baba_s_petuhom_100h80_h.m._2016_2000px.jpg У Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, основанного в 1934 году на базе графического факультета бывшего ВХУТЕИНа (Высшего художественно-технического института), они восходят к ВХУТЕМАС (Высшим художественно-техническим мастерским), а через них к дореволюционному Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, образованному еще в 1843 году. Московская живописная школа уже с ХIX века была более свободолюбивой и новаторской по отношению к петербургской. Именно в Московском училище сформировалась реалистическая жанровая картина, в 1930-е годы положенная в основу живописи соцреализма. Традиции натурного письма на пленэре В.Д. Поленова, И.И. Левитана, А.Е. Архипова, К.А. Коровина, В.Н. Бакшеева и других мастеров остаются очень востребованными преподавателями и учениками института имени В.И. Сурикова.
Значительный заряд обновления московская художественная школа получила в 1920-е годы, когда станковые мастерские живописного факультета ВХУТЕМАСа возглавлялись В.В. Кандинским, П.П. Кончаловским, Н.А. Удальцовой, P.P. Фальком, А.В. Шевченко, Д.П. Штеренбергом. На монументальном отделении действовали мастерские И.И. Машкова и П.В. Кузнецова, на декоративном отделении преподавали Ф.Ф. Федоровский, А.В. Лентулов и В.А. Веснин.
Негативным фактором для преемственности московской живописной школы стало закрытие весной 1930 года ВХУТЕИНа и перевод живописного и скульптурного факультетов в Ленинград с созданием Института пролетарских изобразительных искусств. Лишь в 1935 году удалось сформировать живописный факультет в Московском институте изобразительных искусств, который с 1939 года получил название Московский государственный художественный институт. В 1938 году в ВУЗе уже действовали станковые живописные мастерские И.Э. Грабаря, С.В. Герасимова, Б.В. Иогансона и Г.Г. Ряжского, монументальная мастерская А.А. Дейнеки.
От 1930-х до современности в институте идет непрерывная (даже во время войны) работа по становлению профессиональных живописцев, в которой можно условно (!) выделить три периода: до начала 1960-х годов (время директорства Н.Ф. Лапина, И.Э. Грабаря, С.В. Герасимова и Ф.А. Модорова) с установкой на «крепкую» реалистическую картину, 1960-е – 1980-е годы (ректоры А.В. Мызин, Н.В. Томский и П.И. Бондаренко) с появлением большей свободы в пластических решениях студентов и, наконец, последние тридцать лет (ректоры Л.В. Шепелев, А.А. Бичуков и А.А. Любавин), отмеченные постепенным нарастанием тем, форм, техник и материалов, связанных с тенденциями современного изобразительного искусства.
Большинство нынешних педагогов Московского художественного института окончили родной институт. К старшему довоенному поколению относятся художники Павел Федорович Никонов, Герман Алексеевич Мазурин, Олег Иванович Ардимасов, Виктор Николаевич Слатинский, Николай Николаевич Соломин, Раиса Ивановна Лебедева.suhoveckii_aleksei._prechistenskaya_naberezhnaya_h.m._112h132_2008_2000px.jpg
Известный прежде всего своими работами в «суровом стиле» Павел Федорович постоянно ищет новые средства выражения и является прекрасным примером неутомимости творческого поиска для студентов. Используя экспрессивную манеру, мастер («Последний рейс», 2007; «Рыбаки на Волге», 2017; «Упавшая липа», 2018) далеко уходит от академического искусства, но основа его живописи в четком знании основ реалистического рисунка, классических законов композиции и цветовой гармонии.
Поколение родившихся в послевоенное десятилетие более многочисленно. Среди его представителей в институте – живописцы-монументалисты Евгений Николаевич Максимов и Иван Леонидович Лубенников. Первый известен в первую очередь многочисленными росписями православных храмов, но также является замечательным станковистом, иконописцем, мастером пейзажа, портрета, натюрморта, исторического жанра («Штурм крепости Карс русскими войсками в 1877 году», 2021), тонким рисовальщиком.
Иван Леонидович известен вероятно в равной степени как монументалист, работающий в техниках фрески, мозаики, витража, росписи по сухой штукатурке, обработки металла и других, так и станковист, выработавший самобытный живописный стиль с элементами эстетики русского лубка, наивного искусства и примитивизма («Завтрак на траве», 2013; «Золотая осень», 2019). Сквозь призму бытовых сцен, причудливых натюрмортов («Итальянский натюрморт», 2016) видна любовь художника к классическому искусству с его законами композиционной и цветовой гармонии и равновесия.

Идея преображения реальности также близка Виктору Николаевичу Русанову и Анатолию Александровичу Любавину, каждый из которых выработал свой метод овеществления потаенного. Произведения первого напоминают витражи или мозаичные панно, в которых герои погружены в себя или созерцают («В мастерской художника», 2020; «Воскресный день», 2020).
Картины Анатолия Александровича передают удивительный мир личных переживаний мастера, облеченный в особенную живописную ткань с преображенным цветом, музыкальными линиями и умиротворенными образами («Июльский дождь», 2008; «Под облаками», 2018). Намеренное искажение перспективы, наложение пространств, игра с разницей масштабов и сочиненный колорит, наряду с изображением предметов из обихода и введением условных рам создают у зрителя ощущение попадания в зазеркалье, в некий сказочный мир со своими законами времени и пространства («Спасская башня», 2020; Натюрморт из серии «Самоизоляция», 2020).
Среди мастеров, придерживающихся более реалистического метода, – А.Н. Суховецкий, С.И. Смирнов и Н.В. Колупаев. Излюбленные темы Алексея Николаевича связаны с Москвой. Виды города с ее архитектурой разных эпох, отражениями, взаимоотношениями земли и неба созданы у него с многообразием цветовых акцентов и контрастов, со сложными сближенными тональными отношениями («Бородинский мост», 2021). Художник нередко использует символы и аллегории («Скованный», 2015).
Сергей Иванович Смирнов – мастер лирического пейзажа («Вечер хорошего дня», 2011), городских («Пригревает», 2012) и сельских («Куда плывут облака», 2014) видов, интерьеров, исторических сцен из жизни городов. Продолжатель московской школы живописи начала ХХ века главным выразительным средством считает колористическую эмоциональную тональность.smirnov_sergei._samyi_dlinnyi_den._karton_tempera_70h80_2000px.jpg
Мастер жанровой картины Николай Владимирович Колупаев разрабатывает темы художественного творчества, крестьянского быта, русской истории и античной философии. Наследуя живописный метод Гелия Михайловича Коржева, он подчеркивает пластическую выразительность формы, подчас играя с пространством («Подрамник, клещи, холст», 2018), и выстраивает композиции, иногда ограничиваясь несколькими простыми предметами («Серп и топор», 2021).
Поколение 1960-х – 1970-х несет в себе заряд желания большего творческого обновления. Айдан Таировна Салахова использует основы крепкого академического рисунка, классических законов композиции, ритма, цветовой и световой гармонии и добавляет к ним методы и темы современных течений искусства, родственные абстракционизму, символизму, сюрреализму («Начало», 2014) и восточным изобразительным традициям («Наблюдение», 2020).
Все представленные художники очень самобытны и разнообразны в своих творческих исканиях. При этом, стоит учитывать, что как ВУЗ в целом, так и каждый из его педагогов активно эволюционирует, учитывая современные тенденции в окружающей нас жизни. По словам А.А. Любавина, «настало время умного художника-профессионала», когда еще важнее, чем раньше, становится не цеховая принадлежность мастера, а его профессиональные качества, часто выходящие за рамки одного вида искусства.
Творчество живописцев-педагогов Московского художественного института имени В.И. Сурикова является прекрасным примером для обучающихся студентов. Мастера передают свои знания и опыт профессиональной работы в станковых и монументальных формах. Важными установками в работе мастерских при этом являются сохранение своеобразия каждого ученика, его интересов, психологических особенностей, а также ограждение его от подражания как педагогам, так и сверстникам.
При всей свободе творческого выбора опыт многих поколений живописцев, окончивших институт, говорит о необходимости сохранения и совершенствования классического академического художественного образования, которое дает основу для дальнейшего профессионального развития в разных видах и жанрах искусств.

Изображения в публикации:
Никонов Павел. <аба с петухом. 2016, холст, масло, 100х80
Суховецкий Алексей. Пречистенская набережная. 2008, холст, масло, 112х132
Смирнов Сергей. Самый длинный день. Картон, темпера, 70х80