Тезисы доклада «О проблемах законодательного обеспечения творческой деятельности и предложениях по их разрешению»

Искусство занимает особое место в жизни любого общества, что определяется их нравственной силой, способностью воздействовать не только на чувства человека, но и на его сознание, создавать нравственно-духовную стабильность в обществе и, как следствие, политическую стабильность в государстве. Во всем мире деятели искусства вносят свой весомый вклад в формирование и поддержание национальной идеи и верности традициями. В этом состоит их социальная и политическая миссия.

Несмотря на всю важность развития и поддержки искусства в Российской Федерации, государственная политика в этой сфере еще не сложилась, а правовая база, регулирующая эту важную социальную сферу, требует развития и совершенствования.

Современное законодательство о культуре практически не затрагивает вопросы творческой деятельности и защиты интересов самих творческих деятелей. В основном законодательные акты касаются общественных отношений, возникающих уже после создания произведений литературы и искусства.

Предмет этого законодательства составляет культурная деятельность в том смысле, как она понимается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре 1992 г.
В соответствии со ст. 3 указанного Закона культурной является деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Это положение нашло свое отражение даже в названии ряда Федеральных законов, например:
— Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
— Закон Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;
— Федеральный закон от 15.04.1998 N 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» и ряд других законодательных актов.

Именно культурные ценности являются объектами правоотношений, регулируемых законами в области культуры.

Возникает вопрос, почему отсутствуют законодательные акты, регулирующие и защищающие интересы тех, кто создает эти культурные ценности?

Без внимания законодателя остались художники, писатели и представители других творческих профессий. О них вспоминают только в сфере налогового права, пытаясь отождествить с предпринимателями и обложить соответствующими налогами.

Более того, творческая деятельность не имеет четкого законодательного определения, отсутствуют критерии отнесения деятельности к творческой и ее разграничение с предпринимательской деятельностью.

Очевидно, что хорошая книга, картина, кинофильм, спектакль имеют неоценимое по силе значение для формирования социально активной положительной личности.
В трудные для нашей Родины годы Великой Отечественной войны многие бойцы не расставались с томиками Пушкина и Лермонтова, на стенах землянок висели, вырезанные из журналов репродукции картин русских художников, а кинофильмы вселяли веру в несокрушимость духа советского человека и скорую победу над врагом.
За двадцать пять лет с начала перестройки произошла смена общественно-экономической формации.

В этот период государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной литературы и искусства, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы.
К сожалению, формирование многоукладной экономики, основанной на различных формах собственности, пагубно отразилось на деятелях литературы и искусства.

Недвижимость стала предметом гражданского оборота и интерес к мастерским художников появился не только у людей творческих профессий. Участились случаи, когда мастерские под разными предлогами пытаются забрать у художников. Особую актуальность этот вопрос приобрел в столице нашей Родины.

Важную роль в жизни творческих деятелей играли творческие союзы. Именно эти организации, созданные еще в 30-х годах прошлого века, осуществляли функции социальной защиты творческих деятелей.

В настоящее время творческие союзы потеряли былое значение. Несмотря на то, что членами только общероссийских творческих союзов в области литературы и искусства продолжают оставаться примерно шестьдесят тысяч человек, государство фактически их не поддерживает.

Закон Российской Федерации от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в действующей редакции и Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не позволяют в полной мере регулировать общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на участие в культурной жизни в качестве творческих деятелей, не создают полноценных гарантий для деятельности творческих профессиональных объединений.

Федеральный закон «О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах», который прошел три чтения в Государственной Думе и был одобрен Советом Федерации еще в 1998г, так и не был принят, хотя необходимость его принятия остается актуальной.

22 декабря 2009 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации совместно с депутатами Госдумы, членами Совета Федерации, представителями заинтересованных министерств и ведомств, Администрации Президента, членами Общественной палаты РФ, известными деятелями изобразительного искусства провела «круглый стол» на тему «Государственная политика в сфере изобразительного искусства. Законодательное обеспечение».

Обсудив комплекс вопросов, связанных с проблемами сохранения и развития российского изобразительного искусства в современных условиях и развитием законодательства в указанной сфере, участники «круглого стола» пришли к мнению о необходимости подготовки проекта Федерального закона «О государственной поддержке изобразительного искусства Российской Федерации».

Уже к концу апреля 2010 года был подготовлен текст законопроекта с учетом мнения творческих союзов, юристов, специализирующихся в области культуры, и представителей творческой интеллигенции. Подготовленный текст законопроекта был разослан в адрес государственных и общественных организаций во все регионы России.

Примерно в это же время началась работа над проектом Федерального закона «О гарантиях творческой деятельности в области литературы и искусства в Российской Федерации», который должен был регулировать общественные отношения в более широкой сфере, включающей и изобразительное искусство.

Опыт и наработки, полученные при подготовке проекта Федерального закона «О государственной поддержке изобразительного искусства Российской Федерации» оказались востребованными при подготовке нового законопроекта.

В мае 2011г. текст проекта Федерального Закона «О гарантиях творческой деятельности в области литературы и искусства в Российской Федерации» был одобрен на заседании Комитета по культуре Государственной Думы РФ и после некоторых доработок, предполагалось внести его в Государственную Думу в июне 2011г.

Однако проект Федерального закона «О гарантиях творческой деятельности в области литературы и искусства в Российской Федерации» так и не был внесен в Государственную Думу.

Первоначально это мотивировалось тем, что вносится проект Федерального закона «О культуре в Российской Федерации», который должен стать основополагающим законодательным актом для ряда других законов, необходимых для устранения существующего пробела в законодательстве, а затем тем, что ушел со своего поста председатель Комитета по культуре ГД РФ Г.П. Ивлиев.

Следует отметить, что проект Федерального Закона «О культуре в Российской Федерации» требует серьезной доработки, что отмечено, в частности, в заключение Правового управления Государственной Думы и других комитетов Государственной Думы.

Маловероятно, что в ближайшее время этот документ приобретет статус Федерального Закона.

Таким образом, в настоящее время отсутствует полноценная законодательная база, обеспечивающая гарантии творческой деятельности, как самим творческим деятелям, так и творческим профессиональным объединениям.

Полагаем, что в этих условиях целесообразно вернуться к проекту Федерального закона «О гарантиях творческой деятельности в области литературы и искусства в Российской Федерации», доработав его с учетом современных условий.

Законопроект имеет свою специфику, которая отражена в предмете регулирования — это общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на участие в культурной жизни в качестве творческих деятелей. Именно защите прав и интересов творческих деятелей в законопроекте уделено центральное место, поскольку несколько сотен тысяч граждан России являются творческими деятелями в различных областях литературы и искусства. Работы многих из них становятся мировым достоянием. Именно они продолжают славные традиции литературы и искусства нашей многонациональной Родины.

В связи с этим в законопроекте сформулированы такие понятия, как «творческая деятельность», «творческий деятель», «творческий союз», и ряд других понятий, необходимых для правильного понимания и применения положений нового федерального закона.

Учитывая, что вопросы, которые предполагается регулировать новым федеральным законом, относятся как к ведению Российской Федерации, так и к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «в», «е» статьи 71, пункты «б», «е», «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), устанавливается возможность принятия не только иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, но также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

В законопроекте сформулированы принципиальные положения, различающие творческую и предпринимательскую деятельность; приведен перечень прав и обязанностей творческих деятелей; определены основания отнесения творческих деятелей к признанным творческим деятелям.

В законопроекте предлагается возродить фонды творческой деятельности, ранее успешно обеспечивавшие деятельность творческих союзов, а также ввести в правовое поле деятельность творческих мастерских и иных творческих объединений. В связи с этими новеллами предполагается внести изменения в другие федеральные законы, регулирующие деятельность общественных, в том числе некоммерческих, организаций.

Законопроект также определяет формы участия творческих союзов в реализации мер государственной поддержки.

В целях развития мер социальной защиты творческих деятелей в законопроекте предусмотрено участие государственных органов в создании условий для их занятости, решении вопросов оплаты труда, налогообложения, социального страхования и пенсионного обеспечения.

Специальное внимание в законопроекте уделено реализации положений части 2 статьи 35 и части 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации о праве собственности, в частности, путем создания специализированного фонда недвижимости для обеспечения творческой деятельности.

Ясно одно, художник должен быть защищен законодательно. И какой бы закон не был инициирован, он должен защищать права художника и гарантировать свободу его творческой деятельности. Как показывает опыт, в этом нельзя полагаться только на законодателей. Творческие союзы должны формировать свои предложения и доводить их до субъектов законодательной инициативы. Только объединив усилия, мы сможем достичь многого.

Константин Марков