Творческое партнерство

Статья о выставочном проекте «Искусство сегодня».

Участие выставочного зала «Тушино» в совместном проекте Российской Академии Художеств, Творческого Союза художников России и МОСХ России «Искусство сегодня» стало традиционным. Экспозиция нынешнего года по своим масштабам явилась самой значительной, однако, как это часто бывает, события майской столичной художественной жизни не позволили опубликовать ее отдельного самостоятельного обзора. Восполним этот пробел и, завершая разговор о выставочном сезоне 2009–2010, в предверье наступающего нового сезона обратимся к вернисажу, проходившему в выставочном зале «Тушино».

Прежде всего отметим, что экспозиция 2010 года целиком подтвердила правильность установки на регулярность проведения творческих художественных смотров. Все отметили новизну подходов и разнообразие творческих почерков, присутствие дебютантов и возросшее качество работ.

Е. Ромашко представил на выставку тонко сгармонированные по цвету лирические пейзажи «Переяславские лодки» и «Солнечный март». С. Сидоренко — пейзажи «Сирень цветет» и «Лето в Переславле», исполненные в присущей ему живописной манере. М. Сидоренко — выразительные по колориту пейзажи «Апрельские проталины» и «Святые врата Ризоположенского монастыря». Теме природы средней полосы России посвящены и работы С. Чекунчикова, заставляющие вспомнить пейзажи Николая Крымова. В. Шилов, С. Федунов и В. Безуглый, наряду с пейзажами, написанными в узнаваемой индивидуальной авторской манере, представили на выставку работы других жанров. В. Безуглый продемонстрировал сюжетный портрет «Письма», написанный в 1995 г. С. Федунов — картину на флотский сюжет «Роба на баночке». В. Шилов — психологический портрет «Отец Харитон». Декоративные пейзажи Н. Рогачевой с характерной красочной фактурой, заметно контрастировали с лирическим осенним пейзажем Л. Репки. Новыми участниками выставки стали Н. Гусева —
автор пейзажа «Херсонес» и Л. Желнина, экспонировавшая картины «Деревушка в Альпах» и «Рига зимой».

Среди большинства работ, написанных в традиционной живописной манере, своим крупным форматом и необычной техникой выделялся «Куст» О. Тихоновой, «сотканный» из красочных нитей и брызг. Тема современного города прозвучала в композициях «Блошиный рынок» и «Городская соната», исполненных Л.О. Годинесом в смешанной технике.

П. Белинский, известный зрителю по предыдущей выставке «Искусство сегодня» городскими пейзажами, представил «Калабрийский натюрморт» — одну из серии своих тематических натюрмортных композиций.

Значительное место в экспозиции заняли пейзажи, продемонстрировавшие разнообразие акварельных техник. Звучные по цветовой гамме северные пейзажи А. Стасюка «Тревожный закат на Петроозере» и «Село Кончезеро» соседствовали со строгими лирическими работами Э. Анимаева «Осенний пейзаж» и «Лето в деревне». Колоритные тосканские пейзажи Н. Бугаенко — с запоминающимися панорамными композициями И. Шмалько. Англия вдохновила П. Лесового на создание серии работ, в которых автору, посредством акварельной живописи, удалось раскрыть особенности британского национального характера.
Рядом с акварельными работами разместились весенние пейзажи Г. Шликевича, исполненные в технике пастели, и виртуозные карандашные работы В. Селицкого «Зимние кружева» и «Старый дом».

Натюрморт занял значительно более скромное место на выставке, нежели пейзаж. Здесь также проявилось разнообразие авторских походов: от фактурных, завораживающих вибрацией цвета полотен О. Васильева и загадочной «мертвой натуры» О. Демидовой до тщательно проработанных в цвете мельчайших деталей картин шестнадцатилетней дебютантки О. Козловской.

Портретный жанр в живописи бесспорно возглавил исторический портрет И. Бунина, выполненный И. Акуленко и посвященный юбилею русского писателя.

Другие работы по времени были созданы авторами в прошлые годы. Отметим «Портрет дочери» работы Е. Лебедевой, два костюмированных портрета юной балерины Юлии Карповой, выполненные дебютанткой выставки Н. Челмаковой, и декоративную портретную композицию «Жар-птица Стравинского» работы П. Борисова. Среди графических работ выделим портрет участника ВОВ майора Михаила Бурякова, исполненный Ю. Исаевым в технике пастели. Новая портретная работа А. Скорохода «Катерина» показала огромный потенциал, заложенный в творческой манере художника, позволяющей передать психологию героев его произведений.

Наибольшее внимание зрителей привлекло острое по сюжету и одновременно декоративное полотно М. Цагараева «Роллеры». Н. Кикнадзе двумя сюжетными работами: «Мистерия воскресшего Христа» 1999 г. и «Ангелы» 2007 г., представила свое творчество в исторической ретроспективе.
Выступил на выставке и К. Хачятрян, чьи полотна «В мастерской» и «Антик», передающие пространственную гармонию бытия, придали экспозиции особое стилевое звучание.

Нынешняя выставка продемонстрировала станковую композицию блестящего декоратора А. Умнова, посвященную А.П. Чехову — «XXI-REVIDEO». А. Трифонов, как предыдущий автор традиционно участвующий в выставках ТСХ, представил свою новую работу — «Швея», обращенную к традициям живописного авангарда первой половины ХХ века.

Событием стало участие в выставке новых авторов, ранее не представленных на смотрах. А. Субботин, известный у нас в стране как музыкант-исполнитель,
представил на суд зрителей триптих «Под музыку Вивальди», лишенный предметной основы и явившийся живописной фантазией художника.

Е. Леонова — художница богатейшей творческой фантазии, выступающая в Салоне искусств «Путь единства», продемонстрировала лучшие свои работы «Острова», «Детство» и новое полотно «Ах! Арбат...» Серию работ, отмеченных яркой индивидуальностю творческой манеры, показал А. Катаргин. Впервые посетители зала «Тушино» познакомились творчеством О. Строевой — художницы-философа, художницы-аналитика, чье творчество еще предстоит оценить. Картина О. Строевой «Пространственное соединение сетевых конструкций» бесспорно явилась загадкой для зрителей, хотя художница определяет направление своего искусства как символизм.

Выставке в зале «Тушино» предшествовала выставка «И помнит мир спасенный», посвященная 65-летию Победы и организованная секцией Арт-фото ТСХ России. На итоговый смотр члены секции М. Киреев, В. Панаев, Г. Кузьмин, О. Свирский, Т. Новикова и Р. Инкелис представили известные проекты и ряд новых фоторабот,
распределившихся авторами между выставочным залом МОСХ России на Беговой и залом «Тушино».

Выставка «Искусство сегодня» стала еще одним свидетельством успешного многолетнего сотрудничества зала и ТСХ России, начатого его президентом Эдуардом Николаевичем Дробицким и директором выставочного зала Музой Григорьевной Панкратовой, и продолженным нынешним президентом Творческого Союза Константином Васильевичем Худяковым. Это сотрудничество
позволяет успешно осуществлять выставочные проекты «Искусство сегодня» и «Москва», которые стали знаковыми событиями художественной жизни нашей столицы.

Александр Шклярук