"Про еду и про людей" в зале "Лаврушинский`15"

8 июня 2016 открывается выставка работ «Про еду и про людей». В проекте представлены работы художников из частных коллекций: Константина Худякова, Натальи Нестеровой, Льва Табенкина, Кати Медведевой, Ларисы Наумовой, Юрия Купера, Александра Ишина, Арона Буха, Веры Ельницкой, Люси Вороновой, Натты Конышевой, Алексея Ваулина, Константина Тотибадзе, Георгия Тотибадзе, Веры Ельницкой, Ивана Сотникова.

Каждый из нас огораживает свое пространство. Обставляет его со свойственными нам вкусом и привычками. Выбирает людей, как предметы, исходя из собственного чувства меры, полагая, что они всегда останутся неизменными. Но вот что-то происходит - неуловимое, как искушение. Соблазн ведь всегда легок, воздушен, блестящ. Что может быть лучшим выражением соблазна, чем яблоко, даже такое жесткое и неподвижное, как у Сезанна? И вот оно шевельнулось от легкого касания руки, дохнул ветер, что-то зашуршало, зашептало по углам, повеяло ароматом – и мы оказались во власти новых ощущений, все привычное и знакомое обрело иные формы, иное звучание.
Об этом много раз было сказано – о тайной жизни вещей, за пределами их внешней границы, об изменчивости величин – как больших, так малых. Человек присваивает вещь, и она помогает жизни, но она и овладевает ею. Человечеству это было известно давным-давно. Символика вещи, ее тайный мистический смысл - излюбленный сюжет начиная с наскальных изображений. И если уж мы говорим о живописи, то нет ничего символичнее пищи, поглощаемой человеком, проникающей в него и становящейся его частью.
Человек стремится к удовольствию. В первую очередь к физическому. Стремление к получению удовольствия от еды заложено в нас природой. Эпикур говорил, что «удовольствие желудка является основой и источником любого блага». Но еда, как известно, еще и наслаждение, причем наслаждение как высшего, так низшего порядка. Наслаждение и искушение – неразлучная пара, а с искушениями нас учили бороться. Физиологичность наслаждения пищей ставит его рядом с эротическим удовольствием. Колебания от плотского удовлетворения до возвышенной чувственности весьма разнообразны. Поэт Средневековья сравнивает свою Даму с цветком, лозой, серной, гуманист позднего Возрождения «описывает свой идеал со всей подробностью гастронома, критикующего вкусный торт или сложную подливку, и все его сравнения заимствованы из богатого мира натюрморта».
img_9378.jpg
На грани видимости предмета существуют вещи на работах Арона Буха, Веры Ельницкой, Алексея Ваулина. Все здесь захвачено потоком цветовой энергии, вовлекающей в стихийный жизненный круговорот. Темы задуманы в глобальном масштабе: противопоставление тьмы и света, пульсация, экстаз, цветение, увядание, игра. У Кати Медведевой и Люси Вороновой принцип иной: вещи неотрывны от своего фона, сжились с ним, как с собственным домом. Это как разговор двух пар – галантной на голубом и простецкой на земляном, экивоки в одном, прямота жеста в другом случае. Праздничность форм есть в натюрморте Ларисы Наумовой. В том смысле, что они весомы, активны, действенны. Это южный по характеру натюрморт, не по составу предметов, и даже не по свойству архитектурного пейзажа, а по какой-то своей настойчивости в овладении пространством. Здесь не смущают пересечения, они даже необходимы, поскольку строят грань, угол, отсекают часть пейзажа, подчиняют пейзаж натюрморту, предлагая и зрителю разделить упоение высотой и смелостью жеста.
У Натты Конышевой стол превращен в подмостки для танцующей с блюдом Саломеи. Теперь уже сама живопись существует на грани исчезновения, она, кажется, с трудом удерживает нагромождение фрагментов фигур, сцен, пространств – чудовищного сна, окружившего стол и готового провалиться вместе с древней рабой ненасытности в его пасть с пустующими зубьями кресел.
Два других автора возвращают нас к пластике. Духом Крита веет от дамы с птицами Льва Табенкина. Все в ней древняя форма и все в ней движение. Как раскрашенная терракота, «богиня с птицами», несет она дары своему избраннику. Столь же плотно, скульптурно, правда, бутафорски скульптурно сделаны вещи в работах Наталии Нестеровой. Здесь тема искуса едой дана буквально, как угроза человеку. Ломти арбуза пугающе искажают лица подобием накладного рта, муляж руки торчит из мякоти плода. И как при этом живо, по-настоящему выглядит спинка кресла! Вещи заменили людей. Дама предлагает устрицы кавалеру – Адам и Ева на фоне французского парка. Они наслаждаются трапезой, а возможно, лицо героя искажено гримасой боли – невольно вспоминается Мэтью из «Повара, вора, его жена и любовник..», давящийся устрицами, и другие, мучимые пыткой еды в этом роскошном и страшном фильме. Хелен Миррен, исполнительница роли главной героини спрашивает Повара, какая еда выше всего ценится в его ресторане. «Черная, - отвечает тот, - черные маслины, черная смородина, черная пища – смерть. Черная икра – смерть и рождение одновременно».
Из черноты выплывающие лодочки устриц, пульсирующий цвет зарождающейся жизни, три возраста любви, тихий разговор двоих, рассекающий жест, морок кошмара, запах глины, имитация жизни – так легли карты на этой выставке.

_____________________________________________________________________________

Елена Комаренко –коллекционер, куратор, член ТСХР, куратор проекта «Красные ворота/Против течения», член экспертного совета проекта, арт-менеджер, основатель галереи «73 улица».

Поделиться:
Подписаться на рассылку