Персональная выставка художника Рафальского С.Ю. «Таран» (Подольск)

afisha_vystavki.jpg

Персональная выставка художника Рафальского С.Ю. «Таран»
Подольский выставочный зал
3 декабря 2018 - 15 января 2019

Всякий раз, когда мы слышим слово таран, мы понимаем, что речь идет о смелом, неординарном поступке, который может совершить далеко не каждый.
Но прежде чем попытаться охарактеризовать данную выставку, немного углубимся в значение, а точнее сказать многозначность этого слова, чтобы лучше понять , что же зашифровано художником в названии выставки.
Итак, -таран- это стенобитное орудие; прямой удар; а также остроконечный выступ в носовой части боевого корабля. Таран- это и прорыв фронта и , как это не прискорбно, глубокое проникновение в расположение противника.
Это слово есть во многих языках, и как правило, имеет одно и тоже значение, этимология слова таран очень обширна и восходит к далекой древности,- поэтому читайте и изучайте историю, а мы перейдем к выставке.
Так что же нам выбрать из представленных значений,-думаю, что последнее, а именно проникновение в расположение противника.
Когда художник сам выбирает свое место в творческой жизни, то перед нами всегда интересная личность. Вопрос лишь в том, насколько современники и время способны воспринять это явление и способны ли вообще? Подобный вывод не нов, однако позволю себе напомнить о нем именно сейчас.

Творческая жизнь художника-педагога Рафальского Сергея Юрьевича очень разнообразна. Он с большим интересом занимается общественной деятельностью в сфере изобразительного искусства, как педагог он создал «Авторскую частную художественную школу и галерею», основанную на лучших российских академических традициях. Будучи участником более 140- профессиональных выставок, он имеет также авторские выставочные проекты, такие как «Венеции Европы»( европейские города на воде и их историческая роль), «Германия в Европе»( посвященная году Германии); выставочный проект- «Реализм, романтизм, гротеск» , рассказывающий о разнообразии его творчества- все эти проекты приобрели известность и были отмечены наградами.
Данная же выставка-это рассуждение художника о том, насколько сложно быть творческой личностью, и личностью вообще, насколько твердо надо стоять за свои творческие, нравственные и эстетические идеалы, чтобы не превратиться в приспособленца от искусства, когда твои произведения будет выглядеть не иначе, как «этюд, опять этюд» и более ничего.
afisha_5.jpg В экспозиции мы видим сразу несколько тем, которые постоянно присутствуют в творчестве Рафальского С.Ю. - это совершенно искреннее отношение к патриотизму и уважение к историческому прошлому нашей страны- такая картина как «Таран», посвящена подвигу Виктора Талалихина, «Дорога жизни. Ладога.»- напоминает зрителю о мужестве блокадного Ленинграда; философско -историческая композиция «Колесо времени», рассказывающая о зарождении творческой свободы и ее гибели в советскую эпоху. Несколько картин представляют зрителю лирическое направление в творчестве художника- «Новая Москва. Подольск», « Любимый замок», «Церковь Антипия», «Дворец Меншикова в Лефортово»- все пейзажи отличаются гармоничной, созвучной с природой цветовой гаммой и четко построенной композицией. Смотрятся легко и свободно, доставляя удовольствие зрителю своей естественной красотой .
Но в экспозиции выставки можно видеть и другие темы, которые волнуют не только художника, но и любого мыслящего нашего современника, на суд зрителя выставлены такие полотна как «Ордер реноватора»- сатира на современную строительную политику, «Кризис»- явление понятное любому, «Митинг», как широко распространенное событие в современной действительности,; «Серые волки» - аллегория чиновничьего и олигархического произвола.
И как отражение всего происходящего в стране, возникает сатирическая тема отношений внутри творческих союзов и объединений, которые представляют собой не что иное как пережиток прошлого-это «Опыление»;- когда из бездари всеми силами пытаются вырастить величие, «Акваки»-сатира на секцию акварели, и « Хор Ятьковского» - общий хор лживых чиновников от искусства. К сожалению надо признать, что все эти явления объективны, мы сталкиваемся с ними постоянно в творческой и повседневной жизни, и не замечать этого, значит кривить душой или просто быть трусом и ничтожеством. Для художника, да и вообще для личности, это недопустимо, поэтому и приходится применять таран- а именно приводить в смущение и тревожить, выставлять на всеобщее обозрение воинствующую бездарность и не пасовать перед коррупцией. И только тогда, в итоге, будет что показать зрителям, коллегам и критикам. Если мы проанализируем историю мирового искусства именно с этой точки зрения, то мы увидим таран в творчестве любого более или менее значительного мастера. Не говоря уже о великих.

Искусствовед Кабанова Надежда Михайловна. Член Ассоциации искусствоведов России